Search
Close this search box.
Аудит эффективности – это вид контрольной или экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты России или контрольно-счетного органа региона или муниципального образования.
Аудит эффективности применяется в целях определения эффективности использования федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, полученных объектами аудита (контроля) для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач развития Российской Федерации и осуществления возложенных на нее функций.

Стандарт аудита эффективности

Регулирование проведения аудита эффективности Счетной палаты основывается на СГА 104 «Аудит эффективности». В феврале 2021 года принят новый СГА 104. В контрольно-счетных палатах регионов аудит эффективности регулируется самостоятельно. Часто их методология отличается от Счетной палаты России.
аудит эффективности

Аудит эффективности использования бюджетных средств

Эффективность – соотношение между достигнутыми результатами (непосредственными и (или) конечными) и использованными для их достижения федеральными и иными ресурсами, отражающее экономность и (или) результативность использования федеральных и иных ресурсов.

Соотношение аудита эффективности и других видов аудита

соотношение аудита эффективности

Этапы аудита эффективности

Аудит эффективности состоит из предварительного, основного и заключительного этапов.

Предварительный этап аудита эффективности

Основа для проведения аудита эффективности – контрольное (КМ) или экспертно-аналитическое мероприятие (ЭАМ). Соответственно большая часть работы строится по правилам проведения данных мероприятий (например, в Счетной палате России – СГА 101 и СГА 102).
Соответственно для проведения аудита эффективности подготавливается и утверждается программа КМ или ЭАМ.
Смысл проведения аудита эффективности – оценить эффективность расходов бюджета на ту или иную сферу (например, госпрограмма, строительство моста и так далее).  Эффективность оценивается через критерии эффективности
аудит эффективности

Критерии аудита эффективности

Критерии аудита эффективности  представляют собой требуемое состояние или ожидание в отношении использования федеральных и иных ресурсов и достижения непосредственных и (или) конечных результатов. 

Однако же главная проблема для инспекторов и объектов аудита: никто не знает практический механизм разработки критериев. А именно, что и как брать. Какие из показателей будут характеризовать проверяемую сферу. Процесс разработки критериев трудоёмкий, аналитический и неформализованный. В большинстве случаев на разработку критериев нужно больше двух недель, анализ объекта аудита и командная работа. На практике же таких ресурсов нет.

Под каждый объект необходимо разработать свои критерии. Самые простые критерии – сравнение плана с фактом по показателям национального проекта, госпрограммы и т.

В стандарте от 2021 года появились базовые критерии, на основе которых могут разрабатываться другие критерии. 

Аудит эффективности в 2024 году 2

Базовые критерии аудита эффективности

Базовыми критериями, наличие которых необходимо (с учетом их модификации по результатам предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности) при аудите эффективности, являются:
запланированные результаты достигнуты
использование ресурсов не превышает первоначально запланированный объем
при оценке результативности - возможность добиться лучших результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями) за счет использованных ресурсов или аналогичных ресурсов отсутствует
при оценке экономности - возможность использования меньшего ресурса для достижения полученного результата отсутствует
необходимость дополнительных ресурсов для достижения запланированных или лучших, чем запланировано, результатов (по количеству и (или) качеству; принципиально иных результатов, в том числе для полноценного использования выгодоприобретателями) отсутствует

Схема аудита эффективности

Схема аудита эффективности
Схема аудита эффективности

Основной этап аудита эффективности

Он проходит аналогично контрольному мероприятию на объекте. Задача проверяющих – собрать доказательства и проанализировать первичку. В дополнение к основным процедурам при аудите эффективности требуется собрать достаточные и надлежащие доказательства в отношении критериев и полученной оценки.

По результатам основного этапа аудита эффективности готовиться акт, в котором уже описывается достижение/недостижение критериев. В случае с эффективностью помните, что проверяющие обязаны доказать альтернативный путь достижения результата. Такие положение есть и в СГА 104, и в судебной практике.  При ЭАМ готовится заключение.

По результатам ознакомления с актом (заключением) вы имеете право, как объект, направить свои замечания в адрес Счетной палаты. Они будут рассмотрены при подготовке отчёта.

аудит эффективности

Заключительный этап аудита эффективности

В рамках него готовиться отчет и другие итоговые документы (представление, информационное письмо). В случае с оценкой эффективности для защиты стоит настраиваться идти до конца. Законодательство Российской Федерации не содержит определения эффективности использования средств бюджета. Потому оценки в отчете носят субъективный характер.
На сегодня нет лучших практик критериев аудита эффективности, поэтому некоторые КСП или мероприятия Счетной палаты не всегда имеют критерии. В отчете на основании критериев должны содержаться выводы об эффективности использования средств.
Как один из вариантов защиты от субъективных оценок, если ваши замечания не учли в отчете –  подача иска о защите деловой репутации. Теоретически юридическое лицо имеет право подать такой иск. В суде же проверяющие должны будут доказать неэффективность расходов средств бюджета.
В отчете проверяющие также должны предложить рекомендации по улучшению эффективности использования средств бюджета.
аудит эффективности
VK
Telegram
Facebook
OK

Форма обратной связи

Заполните форму, мы свяжемся с вами в течение рабочего дня