Внутренний финансовый аудит и контроль в 2024 году
Содержание статьи
Внутренний государственный финансовый контроль
Согласно статье 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Органы внутреннего государственного финансового контроля
Органами внутреннего финансового контроля являются:
— специализированные органы или структурные подразделения субъектов Российской Федерации;
— специализированные органы или структурные подразделения муниципальных образований (например, Главконтроль в Москве).
Органы внутреннего государственного муниципального финансового контроля
Органами внутреннего муниципального финансового контроля являются специализированные органы или структурные подразделения муниципальных образований (например, Контрольно-ревизионное управление города Химки).
Объекты внутреннего финансового контроля
Объектами внутреннего финансового контроля являются:
— главные распорядители средств, распорядители средств, получатели средств бюджета (главные администраторы, администраторы доходов бюджета);
— бюджетные учреждения;
— государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
— юридические лица с государственным участием;
— получатели субсидии (межбюджетных трансфертов) (юридические лица и индивидуальные предприниматели);
— получатели кредитов, обеспеченные государственными гарантиями;
— исполнители по государственному (муниципальному) контракту;
— органы управления государственными внебюджетными фондами;
— юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Фактически, если можете быть объектом внутреннего финансового контроля, то проверка будет проводиться только в отношении использования средств бюджета.
Стандарты внутреннего государственного финансового контроля
Федеральные стандарты внутреннего финансового контроля (перечень стандартов внутреннего финансового контроля):
— Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» (постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 95) скачать;
— Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 100) скачать;
— Реализация результатов проверок, ревизий и обследований (постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 № 208) скачать;
— Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов (постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235) скачать;
— Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц (постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1237) скачать;
— Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности (постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1478) скачать.
Внутренний финансовый аудит в государсвтенном секторе
Внутренний финансовый аудит осуществляется в организациях, учреждениях, акционерных обществах.
Обязанность проведения внутреннего аудита предусмотрена статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса, как полномочие распорядителя (получателя), администратора средств бюджета.
Внутренний финансовый аудит ПАО
В ПАО, акционерных обществах, ООО и других формах юридических лиц внутренний финансовый аудит проводится специализированным подразделением (уполномоченным лицом) на основе функциональной независимости.
Основа для его осуществления в госсекторе: федеральные стандарты внутреннего финансового аудита, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации.
Вне бюджетной сферы с 1 января 2021 года обязанность проводить внутренний финансовый аудит установлена для ПАО с государственным участием.
В коммерческом секторе организация имеет право самостоятельно разработать стандарты внутреннего аудита, на основе которых он будет проводится.
Cтандарты внутреннего финансового аудита
Стандарты внутреннего аудита разрабатываются самостоятельно организацией. За основу могут быть взяты федеральные стандарты внутреннего аудита. Для государственного сектора Минфином России разрабатываются федеральные стандарт внутреннего аудита.
Стандарты внутреннего финансового аудита должны устанавливать четкие и ясные правила для персонала, проводящего его. Они рассчитываются на минимальный уровень знаний, пишутся простым и ясным языком. По факту они должны быть близки по содержанию к чек-листу.
Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита
Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита
Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита
Планирование и проведение внутреннего финансового аудита
Реализация результатов внутреннего финансового аудита
Цель внутреннего финансового аудита
Цель внутреннего финансового аудита – это оценка надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, а также подготовка предложений по его организации деятельность субъекта внутреннего финансового аудита
Задачи внутреннего финансового аудита
Для внутреннего финансового аудита установлены следующие задачи.
оценка надежности внутреннего процесса в госоргане, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
повышения качества финансового менеджмента.
Приниципы внутреннего финансового аудита
Принцип законности
выражается в строгом и полном соблюдении законодательства Российской Федерации, а также правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и ведомственные (внутренние) акты главного администратора (администратора) бюджетных средств
Принцип функциональной независимости
означает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности
Принцип объективности
выражается в беспристрастности, в том числе в недопущении конфликта интересов любого рода, при планировании и проведении аудиторских мероприятий, а также при формировании заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита
Принцип компетентности
выражается в применении субъектом внутреннего финансового аудита совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит
Принцип профессионального скептицизма
подразумевает критическую оценку обоснованности, надежности и достаточности полученных аудиторских доказательств и направлен на минимизацию возможности упустить из виду подозрительные обстоятельства, сделать неоправданные обобщения при подготовке выводов, использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов
Принцип системности
заключается в том, что при планировании и проведении аудиторских мероприятий бюджетные и коррупционные риски периодически анализируются по всем бюджетным процедурам
Принцип эффективности
означает, что планирование и проведение аудиторских мероприятий должно быть основано на необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита и обеспечения полноты заключения о результатах проведения аудиторского мероприятия путем использования заданного (наименьшего) объема затрачиваемых ресурсов
Принцип ответственности
означает, что субъект внутреннего финансового аудита несет ответственность перед руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств за предоставление полных и достоверных заключений, выводов и предложений (рекомендаций), позволяющих при их надлежащем выполнении достичь цели и задачи осуществления внутреннего финансового аудита
Принцип стандартизации
означает, что внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также ведомственными (внутренними) актами, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита
В зависимости от решения государственного органа:
- Может быть создан субъект внутреннего финансового аудита
- Руководитель может самостоятельно выполнять такие функции.
- Передача полномочий другим лицам вне организации или государственного органа.
До начала очередного финансового года в организации или государственном органе утверждается план проведения аудиторских мероприятий.
В плане предусматриваются аудиторские проверки, которые проводятся на основании аудиторской программы.
Программа аудиторского мероприятия
Утверждается для каждого мероприятия до начала его проведения.
В ней указывается:
а) основание проведения и тему аудиторского мероприятия;
б) сроки проведения аудиторского мероприятия;
в) цель (цели) и задачи аудиторского мероприятия;
г) методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия;
д) наименование объекта внутреннего финансового аудита;
е) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
ж) сведения об уполномоченном должностном лице или о руководителе и членах аудиторской группы.
По результатам аудиторской проверки формируется заключение. По решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита могут быть отражены в ходе проведения аудиторского мероприятия, в том числе в форме аналитических записок, направляемых субъектам бюджетных процедур.
Заключение (отчет) аудиторской проверки
Заключение содержит:
а) тему аудиторского мероприятия;
б) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий;
в) описание выявленных бюджетных рисков, а также рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
г) выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита, включая один или несколько из следующих выводов:
о степени надежности внутреннего финансового контроля;
о достоверности бюджетной отчетности;
о качестве исполнения бюджетных полномочий;
предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
дату подписания заключения;
реквизиты и подписи.
Внутренний финансовый контроль – это внутренний процесс главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, в том числе осуществляемый посредством совершения контрольных действий.
В актуальной редакции Бюджетного кодекса внутренний контроль был исключён из полномочий ГРБС. Теперь он называется внутренний процесс, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее — внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.
Как мы видим из сокращения данный процесс все же называется внутренним финансовым контролем. До 1 января 2020 года действовало Постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 г. N 193, регулирующее проведение внутреннего финансового контроля и аудита.
С 1 января 2020 года отменено централизованное правовое регулирование внутреннего финансового контроля. Теперь органы госвласти самостоятельно разрабатывают положения о его проведении.
В соответствии с пунктом 1.10 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, руководитель федерального органа исполнительной власти несет ответственность, в том числе, за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля в федеральном органе исполнительной власти.
В государственном секторе он (внутренний анализ) осуществляется главным администратором бюджетных средств, распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
FAQ
Часто задаваемые вопросы по внутреннему аудиту и контролю
кто осуществляет внутренний финансовый аудит
Внутренний финансовый аудит осуществляет специализированное подразделение в составе органа государственной власти, учреждения, ПАО. Такое подразделение должно быть обособленно от других и обладать структурной независимостью. Как правило, служба аудита подчиняется руководителю организации.
внутренний финансовый аудит главного распорядителя бюджетных средств
Внутренний финансовый аудит ГРБС проводится специальным подразделением или уполномоченным лицом.
осуществление внутреннего финансового аудита
Осуществление внутреннего аудита строится за счет соблюдения принципов и задач внутреннего финансового аудита. Он осуществляется специализированным подразделением на основе плана. Внутренний финансовый аудит
как проводить внутренний финансовый аудит
Внутренний финансовый аудит осуществляется специализированным подразделением. Основа проведения аудита — стандарты внутреннего аудита. Для государственного сектора разработаны единые федеральные стандарты внутреннего аудита
акты внутреннего финансового аудита
Так таковой формы акта внутреннего финансового аудита не предусмотрено. В Федеральном стандарте предусмотрено, что по результатам проверки оформляется заключение. Вместе с тем, акт можно оформить, как промежуточное звено, в рамках аудиторской документации. И уже на его основе подготовить заключение.
субъекты внутреннего финансового аудита
структурное подразделение или уполномоченное должностное лицо (работник) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Дело Worldskills: от проверки до уголовного дела
Дело Worldskills: от проверки до уголовного дела Дело №А40-235362/23 Услуги при проверке Федерального казначейства / Курс по проверкам https://youtu.be/nBLTldzgN4k Интересное
Нецелевое использование бюджетных средств в 2024 году
Практическое пособие по нецелевому использованию средств В практическом пособии рассмотрены вопросы нецелевого использования средств бюджета. Вы пособии вы найдете ответы:
План работы счетной палаты Республики Крым на 2024 год
План работы СП Республики Крым на 2024 год Услуги при проверке СП Республики Крым Юридическая фирма «Победа права» поможет вам