Search
Close this search box.

Нецелевое использование бюджетных средств

Онлайн курсы по проверкам

На них мы подробно изучаем и учимся работать с нарушениями, в том числе нецелевым использованием средств. Вся необходимая информация по нецелевке также есть ниже в данной статье.

Практика проверки бюджетных средств

На курсе рассматриваем всю практику контроля Счетной палаты, КСП, Казначейства и ФАС России. Вы узнаете, как правильно анализировать запросы, отвечать на них и подготовиться к проверке и защититься от нарушений.

Проверка Счетной палаты

Меньший по объем  курс, связанный с проверкой Счетной палатой: правовое регулирование, методику, практику нарушений. Дадим все необходимые шаблоны документов. 

Одним из самых серьёзных нарушений, которые могут выявить Счетная палата и контрольно-счётные органы, является нецелевое использование бюджетных средств. Тяжесть данного нарушения обусловлена последствиями (возврат средств) и ответственностью виновного должностного лица.

Для защиты при наличии признаков данного бюджетного нарушения целесообразно знать состав и судебную практику.

Что такое нецелевое использование бюджетных средств?

Нецелевое использование бюджетных средств

Определение нецелевки содержится в статье 306.4 Бюджетного кодекса России. Под ним понимается:

«направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств».

Исходя из определения можно понять, что расходы по нецелевке не соответствуют каким-либо условиям нормативных правовых актов или договоров.

Виды нецелевого использования бюджетных средств

Нецелевку (по практике) можно разделить на два вида:

  • нецелевое использование средств по КБК (простая нецелевка)
  • нецелевое использование средств, нарушающие цели предоставления, определённые в соответствующем акте (сложная нецелевка).

Простая нецелевка

Можно сказать, это подарок для проверяющих. Неправильное использование кодов бюджетной классификации легко выявляется. Достаточно сравнить содержание целевых статей (приказ Минфина России от 06.06.2019 N 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения») с произведёнными расходами. Если они по содержанию работ, услуг, поставке товаров не соответствуют требованиям, то это будет нарушением.

Второй составляющей часто бывает неправильный бюджетный учет или ошибки в нем. Специалист мог просто не туда отнести расходы. Однако, это все-равно будет нарушением (в случае, если вовремя не исправлено).

Сложная нецелевка

Предполагает, что расходы правильно отражены по КБК, однако суть произведённых работ, услуг, поставлены товаров не соответствует положениям, смете, расчету, условиям нормативного правового акта или договора (соглашения, контракта). Такую нецелевку труднее доказать, так как нужно построить цепочку причинно-следственных фактов. Если расходы напрямую не соотносятся со сметой или расчетом, то объект контроля может оспорить такое нарушение.

Трудность состава по нецелевке заключается в формальном характере его состава. Он является оконченным после исполнения платёжного поручения. Соответственно и дата нарушения фиксируется датой произведённой платёжки.

За нецелевое использование средств предусмотрена КоАП РФ и Уголовным кодексом России.

Нецелевое использование бюджетных средств в КоАП РФ

нецелевое использование бюджетных средств

Ответственность установлена в статье 15.14 КоАП РФ.

Срок давности по нарушению – один год с даты совершения нарушения.

Сумма нарушения: до 1,5 млн рублей.

Ответственность:

на должностных лиц административный штраф в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Нецелевое использование бюджетных средств УК РФ

Ответственность предусматривается статьей 285.1 УК РФ  при сумме нецелевого использования более 1,5 млн рублей (крупный размер). Квалификационные признаки – особо крупный размер (7,5 млн рублей), либо совершенное группой лиц по предварительному сговору.

Ответственность предусмотрена  в следующем размере:

  • штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет,
  • либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,
  • либо арестом на срок до шести месяцев,
  • либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Как избежать нецелевки?

нецелевое использование бюджетных средств

Наличие эффективной системы внутреннего контроля и внутреннего аудита должно предотвращать риски совершения данного нарушения. Однако возможность совершения всегда присутствует.

Снижение рисков нецелевого использования средств может быть осуществлено с помощью:

  • надлежащего проведения экспертизы результатов исполнения государственных контрактов;
  • наличия программных средств, анализирующих правильность применения КБК;
  • своевременного исправления допущенных нарушений в добровольном порядке;
  • получения консультации в фирме «Победа права» по спорным фактам или до совершения операции.

Как защищаться при нецелевом использовании средств?

Наш совет: проводить юридическую защиту своих интересов во всех инстанциях. Даже при 100% факте нецелевого использования средств должны быть соблюдены процессуальные действия, например, при оформлении протокола об административном правонарушении.

Позиции проверяющих не всегда отвечают требованиям законодательства и судебной практики. Однако, практика показывает, что добиться справедливости возможно только при апелляции или кассации. Так как в первой инстанции районный суд обычно встает на сторону проверяющих.

Своим клиентам мы всегда советуем:

  • обжаловать акт проверки;
  • иметь грамотную юридическую защиту при составлении протокола;
  • оспаривать привлечение к ответственности в апелляции или кассации;
  • оспаривать в судебном порядке предписание органа государственного аудита;
  • не давать устных пояснений в общении с проверяющими.

Услуги "Победы права" при нецелевом использовании средств

Наша команда имеет все необходимые инструменты защиты при нецелевом использовании средств.

Наш совет: анализировать предполагаемые расходы до их совершения.

Мы оказываем услуги консультирования по всем бюджетным операциям. Подготовим заключение по вашей сделке.

При выявлении нецелевого использования средств мы защитим ваши права путем обжалования соответствующих документов, в том числе и в суде.

Оставьте заявку на консультацию, мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки.

Форма обратной связи

Заполните форму, мы свяжемся с вами в течение рабочего дня