Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2025-2030 годы

Пока есть время приглашаем научиться подготовке и прохождению проверки на наших курсах повышения квалификации:

Практика проверки средств бюджета - подробнее;

Проверка Счетной палаты - подробнее.

Профессиональные услуги при проверке Счетной палаты

Юридическая фирма "Победа права" поможет вам подготовиться и пройти проверку Счетной палаты со следующими услугам:

Обратитесь к нам заранее, чтобы мы своевременно и качественно оказали профессиональную помощь для вашего объекта контроля.

Основы деятельности

Счетная палата Российской Федерации (далее – Счетная палата) – высший орган внешнего государственного аудита (контроля) Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. No 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом положений основополагающих документов и стандартов Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ) и лучших международных практик в сфере внешнего государственного аудита (контроля).

Деятельность Счетной палаты направлена на развитие системы государственного управления для реализации национальных целей и задач стратегического развития Российской Федерации и включает контроль за исполнением федерального бюджета, содействие эффективному формированию и целевому использованию государственных ресурсов.

Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2025–2030 годы определяет приоритеты деятельности Счетной палаты, осуществляемой на основе высокого уровня профессионализма, этических стандартов и накопленного опыта, которые лежат в основе ее деятельности. За предшествующие 30 лет председателями, аудиторами и сотрудниками Счетной палаты создан прочный фундамент внешнего государственного аудита (контроля), на основе которого планируется выстроить работу по достижению цели и решению задач Счетной палаты на очередной шестилетний период, в частности:

  • комплексный подход к проведению аудита. Реализация этого подхода состоит в организации и проведении целостных всесторонних исследований проблемных областей в экономике, мер государственной поддержки в бюджетной и социальной сферах посредством последовательной реализации серии аудитов, объединенных в трехлетние комплексы мероприятий. Это позволяет при проведении таких комплексов мероприятий глубоко изучить состояние проблемных областей  и сформулировать аналитически выверенные и обоснованные выводы и рекомендации по улучшению ситуации в них;
  • развитая методология аудита. За прошедший период работы Счетная палата разработала и внедрила методологию внешнего государственного аудита (контроля), в том числе с учетом международных стандартов ИНТОСАИ и лучших практик высших органов аудита зарубежных стран. Мы перешли к работе на основе риск-ориентированного подхода, что позволяет фокусировать внимание государственного аудита (контроля)  на областях управления ресурсами, являющихся существенными и связанными с наибольшим риском в секторе государственного управления;
  •  высокий уровень экспертизы в различных предметных областях.  В команде Счетной палаты работают специалисты, компетенция которых позволяет на высоком уровне проводить экспертиз в различных предметных областях эффективного использования государственных ресурсов в целях социально-экономического развития Российской Федерации;
  • востребованность результатов деятельности. Результаты мероприятий Счетной палаты, экспертизы проектов нормативных правовых актов, государственных программ Российской Федерации и иных документов стратегического планирования Российской Федерации активно применяются в качестве аргументированной и доказательной поддержки при принятии управленческих решений по широкому спектру областей государственного управления.

Для достижения текущего уровня институциональной зрелости Счетная палата трансформировала и продолжает развивать следующие ключевые блоки внутренней инфраструктуры:

    • цифровизация аудита. Счетная палата провела существенную цифровую трансформацию процессов аудиторской и обеспечивающей деятельности и продолжает внедрение и применение цифровых технологий, способствующих повышению качества и результативности проведения мероприятий;
    • доказательный подход. Применение в аудите социологических исследований и использование продвинутых методов анализа данных для оценки результатов и эффектов реализации мер и использования ресурсов позволяет Счетной палате получать достаточные и надлежащие аналитические доказательства в аудиторских мероприятиях, формировать более востребованные предложения и рекомендации;
    • человеческий капитал. Основа профессионализма Счетной палаты - человеческий капитал. Проводится работа по созданию и развитию возможностей для непрерывного обучения и профессионального роста сотрудников, расширения их компетенций. 
    • В периоде стратегического планирования 2025-2030 годов Счетная палата продолжит содействовать повышению эффективности управления федеральными и иными ресурсами и государственного управления в целом, предоставляя Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и гражданам результаты своей работы, объективную информацию о социально-экономической ситуации в стране.

Миссия Счетной палаты

Для нового стратегического периода мы подтверждаем свою приверженность действующей миссии Счетной палаты - содействовать справедливому и ответственному государственному управлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека.

Видение Счетной палаты

Защитник интересов общества

Деятельность Счетной палаты ориентирована на защиту интересов российского общества, укрепление общественного доверия к власти посредством содействия эффективному и рациональному использованию государственных ресурсов.

Гарант подотчетности

Счетная палата содействует подотчетности органов власти и их ответственности за результаты использования федеральных и иных ресурсов, предоставляет объективную информацию об управлении государственными ресурсами руководству страны.

Проводник лучших практик

Счетная палата внедряет у себя и содействует распространению в других государственных органах лучших практик организации деятельности.

Цифровой аудитор

Счетная палата уделяет большое внимание цифровизации внутренних процессов и применяет при осуществлении контрольной и экспертно-аналитической деятельности современные цифровые технологии и методы анализа данных.

Ответственный работодатель

Счетная палата уделяет приоритетное внимание компетенциям своих сотрудников, их развитию, а также созданию условий государственной гражданской службы, которые позволяют в полной мере развить и раскрыть потенциал каждого.

Стратегическая цель

Стратегическая цель Счетной палаты - способствовать решению поставленных Президентом Российской Федерации задач социально-экономического развития Российской Федерации, повышению эффективности формирования и использования государственных ресурсов и противодействию нарушениям при управлении государственными ресурсами.

Достижение цели будет измеряться набором индикаторов, отражающих:

  1. экономический эффект мероприятий Счетной палаты;
  2. реализацию выданных Счетной палатой предложений (рекомендаций) как по результатам аудиторских мероприятий, так и по итогам экспертизы проектов нормативных правовых актов;
  3. оценку деятельности Счетной палаты со стороны общества.

Стратегические задачи

Задача 1 Содействие достижению показателей национальных целей и задач стратегического развития Российской Федерации посредством применения комплексного подхода к государственному аудиту (контролю):

  • регулярное проведение анализа реализации национальных проектов и государственных программ в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе в рамках ежегодного аудита формирования и исполнения федерального бюджета;
    • разработка и проведение тематических комплексов мероприятий, ориентированных на приоритетные вопросы реализации документов стратегического планирования Российской Федерации;
  • мониторинг и анализ формирования и использования системы целевых показателей исходя из приоритетов социально- экономического развития Российской Федерации при разработке и реализации документов стратегического планирования Российской Федерации.

Задача 2. Содействие выявлению и устранению системных проблем государственного управления и использования федеральных и иных ресурсов:

  • развитие продвинутых методов анализа рисков
  • при планировании контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты, направленных на выявление системных проблем в сфере государственного управления, целевого и эффективного использования федеральных и иных ресурсов;
  • проведение комплексов мероприятий, обеспечивающих полноту охвата системных проблем в сфере государственного управления, целевого и эффективного использования федеральных и иных ресурсов, выработку предложений по их преодолению, устранению причин и последствий;
  • проведение отдельных мероприятий по тематикам, предусматривающим крупные расходы федерального бюджета (государственные закупки, субсидии из федерального бюджета для поддержки отраслей экономики, строительство инфраструктурных объектов, развитие государственных информационных систем и др.), в целях оперативного выявления значимых нарушений в рамках указанных мероприятий и передачи материалов по ним
  • в правоохранительные органы;
  • расширение практики проведения мероприятий
  • в государственных корпорациях и компаниях с государственным участием, подведомственных организациях главных администраторов средств федерального бюджета. 

Задача 3. Предоставление аргументированной и доказательной аналитической поддержки для принятия необходимых управленческих решений органами власти Российской Федерации:

  • развитие практики мониторинга результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, учета предложений и замечаний по результатам проводимой Счетной палатой экспертизы проектов нормативных правовых актов и проектов документов стратегического планирования, содержательного анализа реального экономического эффекта от выполнения представлений и реализации предложений (рекомендаций) Счетной палаты;
  • развитие взаимодействия между Счетной палатой и другими государственными органами Российской Федерации, включая правоохранительные органы, направленного на повышение полноты применения и конечной ценности результатов от проведения аудита и от финансово-экономической и правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов;
  • развитие профилактики коррупционных рисков при использовании федеральных и иных ресурсов путем расширения практики анализа коррупционноемких сфер при проведении аудита, совершенствования методологии и внедрения цифровых инструментов для оценки и выявления коррупционных рисков;
  • развитие практики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов в целях выявления и указания на риски негативных социально-экономических, правовых и финансовых последствий, в том числе косвенных, обусловленных положениями указанных проектов актов, включая усиление практики учета при проведении экспертизы результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. 

Задача 4. Укрепление и продвижение института внешнего государственного аудита (контроля) во взаимодействии с контрольно-счетными органами и зарубежными партнерами:

  • укрепление системы внешнего государственного аудита (контроля) в Российской Федерации на основе взаимодействия с контрольно-счетными органами путем проведения совместного аудита (контроля) использования ресурсов на всех уровнях публичной власти в Российской Федерации для наиболее эффективного решения задач в интересах граждан, в том числе в рамках мониторинга реализации национальных проектов;
  • развитие методологии аудита Счетной палаты за счет проведения мероприятий по обмену опытом, анализа и внедрения в Счетной палате лучших международных практик государственного аудита, подготовки аналитических отраслевых материалов, участия в разработке международных стандартов и других профессиональных документов;
  • укрепление и развитие международных связей Счетной палаты в целях формирования благоприятной среды для обмена профессиональным опытом и обеспечения вклада Счетной палаты в эффективную деятельность Российской Федерации на международной арене за счет совместных и параллельных проверок с участием зарубежных высших органов аудита, а также международного внешнего аудита в целях повышения эффективности участия Российской Федерации в международных организациях и объединениях, а также реализуемых с участием Российской Федерации международных проектах. 

Общесистемные направления развития Счетной палаты

  • Развитие подходов цифрового аудита, основанного на качественных и полных данных, применение современных цифровых технологий, аналитических инструментов и методов, в том числе расширение использования технологий искусственного интеллекта, для увеличения покрытия и глубины анализа проверяемых высокорисковых вопросов деятельности объектов аудита (контроля) аудиторскими процедурами.
  • Развитие в Счетной палате экспертизы и рабочего инструментария по тематикам внешнего государственного аудита (контроля), связанным с наиболее существенными рисками в области управления федеральными и иными ресурсами.
  • Дальнейшее развитие системы управления качеством как на уровне отдельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, так и на уровне Счетной палаты в целом, с учетом лучших международных практик, а также основных принципов и подходов к контролю качества для высших органов аудита, установленных в международных стандартах в области государственного финансового контроля, аудита и финансовой отчетности, включая дальнейшее развитие и совершенствование практики своевременной подготовки аудиторской документации в ходе проведения мероприятий как основы и неотъемлемого элемента системы управления качеством Счетной палаты. 
  • Развитие политики управления человеческим капиталом, основанной на модели компетенций и лежащей в основе принятия кадровых решений в Счетной палате, а также практики непрерывного профессионального развития сотрудников в соответствии со стратегическими приоритетами Счетной палаты.