Типовая дополнительная профессиональная программа
профессиональной переподготовки по специальности «Сестринское дело»
- Цель реализации образовательной программы[1]
Цель дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки специалистов со средним медицинским образованием – получение компетенций, необходимых для приобретения квалификации и осуществления профессиональной деятельности по специальности «Сестринское дело» (область профессиональной деятельности[2] – 02 Здравоохранение, уровень квалификации[3] – 5 уровень).
- Планируемые результаты освоения образовательной программы
В результате освоения образовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает формирование у обучающегося (слушателя) профессиональных компетенций1 в соответствии с таблицей 1 и рабочими программами модулей (таблица 3).
- Форма обучения: очная, с возможностью частичного использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий[4].
- Трудоёмкость обучения (срок освоения образовательной программы): 504 академических часа.
Таблица 1
Коды и наименования компетенций | Коды и наименования результатов обучения, соответствующих индикаторам достижения компетенций | ||
Знания | Умения | Опыт деятельности | |
ПК-1. Способен оказывать медицинскую помощь по профилю «сестринское дело», осуществлять сестринский уход и наблюдение за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях | 1.з1. Нормативные правовые акты, регламентирующие оказание медицинской помощи населению, включая порядки оказания медицинской помощи по профилю «сестринское дело». 1.з2. Клинические рекомендации при оказании медицинской помощи. 1.з3. Основы теории и практики сестринского дела, методы определения функциональной активности и самостоятельности пациента в самообслуживании, передвижении, общении, определения потребности в посторонней помощи и сестринском уходе. 1.з4. Технологии выполнения медицинских услуг, манипуляций и процедур сестринского ухода, особенности сестринского ухода с учетом заболевания (состояния), возрастных, культурных и этнических особенностей пациента. 1.з5. Факторы риска падений, развития пролежней и контактного дерматита у пациентов, современные технологии медицинских услуг по гигиеническому уходу, позиционированию и перемещению в кровати пациентов, частично или полностью утративших способность к общению, передвижению и самообслуживанию. 1.з6. Анатомо-физиологические особенности и показатели жизнедеятельности человека в разные возрастные периоды, правила их измерения и интерпретации полученных данных. 1.з7. Особенности и принципы лечебного питания пациентов в медицинской организации в зависимости от возраста и заболевания. 1.з8. Основы клинической фармакологии, виды лекарственных форм, способы и правила введения лекарственных препаратов, инфузионных сред, побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии, меры профилактики и оказания медицинской помощи в неотложной форме. 1.з9. Правила и порядок подготовки пациента к медицинским вмешательствам. 1.з10. Медицинские изделия (медицинские инструменты, расходные материалы, медицинское оборудование), применяемые для проведения лечебных и (или) диагностических процедур, оперативных вмешательств. 1.з11. Требования к условиям забора, хранения и транспортировки биологического материала пациента. 1.з12. Порядок и правила учета, хранения и применения лекарственных препаратов, этилового спирта, спиртсодержащих препаратов, инфузионных сред, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания. 1.з13. Правила ассистирования врачу, фельдшеру при выполнении лечебных или диагностических процедур. 1.з14. Правила десмургии и транспортной иммобилизации. 1.з15. Клинические признаки внезапных острых заболеваний, состояний, обострений хронических заболеваний, отравлений, травм без явных признаков угрозы жизни пациента, показания к оказанию медицинской помощи в неотложной форме. 1.з16. Правила оказания медицинской помощи в неотложной форме. 1.з17. Основы медицинской реабилитации. 1.з18. Порядок оказания паллиативной медицинской помощи, методы, приемы и средства оценки интенсивности и контроля боли у пациентов. 1.з19. Процесс и стадии умирания человека, клинические признаки, основные симптомы в терминальной стадии заболевания, особенности сестринского ухода. 1.з20. Признаки биологической смерти человека и процедуры, связанные с подготовкой тела умершего пациента к транспортировке. 1.з21. Психология общения с пациентом, находящимся в терминальной стадии болезни, способы оказания психологической поддержки родственникам (законным представителям). | 1.у1. Оценка функциональной активности и самостоятельности пациента в самообслуживании, передвижении, общении; выявление потребности в посторонней помощи и сестринском уходе. 1.у2. Выполнение медицинских манипуляций при оказании медицинской помощи пациенту: кормление тяжелобольного пациента через рот и (или) назогастральный зонд, через гастростому; установка назогастрального зонда и уход за ним; введение питательных смесей через рот (в том числе сипинг); хранение питательных смесей; зондирование желудка, промывание желудка; постановка горчичников, банок, пиявок; применение грелки, пузыря со льдом; наложение компресса; отсасывание слизи из ротоглотки, из верхних дыхательных путей, из носа; осуществление ухода за носовыми канюлями и катетером; оказание пособия при трахеостоме, при фарингостоме; оказание пособия при оростомах, эзофагостомах, гастростомах, илеостоме; осуществление ухода за интестинальным зондом; оказание пособия при стомах толстой кишки, введение бария через колостому; осуществление ухода за дренажом; оказание пособия при дефекации тяжелобольного пациента; постановка очистительной клизмы; постановка газоотводной трубки; удаление копролитов; оказание пособия при недержании кала; постановка сифонной клизмы; оказание пособия при мочеиспускании тяжелобольного пациента; осуществление ухода за мочевым катетером; осуществление ухода за нефростомой, цистостомой, уростомой; оказание пособия при недержании мочи; катетеризация мочевого пузыря; оказание пособия при парентеральном введении лекарственных препаратов; введение лекарственных препаратов внутрикожно, внутримышечно, внутривенно, в очаг поражения кожи; катетеризация периферических вен, в том числе кубитальной; непрерывное внутривенное введение лекарственных препаратов; внутрипросветное введение в центральный венозный катетер лекарственных препаратов; осуществление ухода за сосудистым катетером. 1.у3. Выявление факторов риска падений, развития пролежней, осуществление профилактики пролежней, контактного дерматита, включая позиционирование и перемещение в постели. 1.у4. Передвижение и транспортировка пациента с частичной или полной утратой способности самообслуживания, передвижения и общения. 1.у5. Проведение опроса пациента и его родственников (законных представителей), лиц, осуществляющих уход. 1.у6. Измерение и интерпретация показателей жизнедеятельности пациента в динамике. 1.у7. Осуществление раздачи и применения лекарственных препаратов пациенту по назначению лечащего врача, разъяснение правил приема лекарственных препаратов, пределов назначенного лечащим врачом режима двигательной активности и контролирование выполнения назначений врача. 1.у8. Определение и интерпретация реакции пациента на прием назначенных лекарственных препаратов и процедуры ухода. 1.у9. Консультирование и обучение пациентов и их родственников (законных представителей), а также лиц, осуществляющих уход, по вопросам ухода и самоухода. 1.у10. Подготовка пациента к лечебным и (или) диагностическим вмешательствам по назначению лечащего врача. 1.у11. Сбор, подготовка и размещение наборов инструментов, расходных материалов, лекарственных препаратов для выполнения лечебных и (или) диагностических вмешательств по назначению лечащего врача. 1.у12. Взятие биологического материала пациента для лабораторных исследований по назначению лечащего врача. 1.у13. Осуществление хранения, учета и применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, в том числе наркотических средств, психотропных веществ и сильнодействующих лекарственных препаратов. 1.у14. Ассистирование врачу, фельдшеру при выполнении лечебных и (или) диагностических вмешательств. 1.у15. Динамическое наблюдение за состоянием и самочувствием пациента во время лечебных и (или) диагностических вмешательств. 1.у16. Проведение транспортной иммобилизации, накладывание повязки по назначению врача или совместно с врачом. 1.у17. Оказание медицинской помощи в неотложной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, отравлениях, травмах. 1.у18. Получение и передача информации по вопросам оказания медицинской помощи, в том числе при взаимодействии с пациентами, имеющими нарушения зрения, слуха, поведения. 1.у19. Участие в проведении мероприятий медицинской реабилитации. 1.у20. Проведение оценки интенсивности и характера болевого синдрома с использованием шкал оценки боли. 1.у21. Выявление клинических признаков и симптомов терминальных состояний болезни, выполнение процедуры сестринского ухода за пациентом при терминальных состояниях болезни. 1.у22. Оказание психологической поддержки пациенту в терминальной стадии болезни и его родственникам (законным представителям). | 1.о1. Оказание медицинской помощи по профилю «сестринское дело», осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях в амбулаторных условиях. 1.о2. Оказание медицинской помощи по профилю «сестринское дело», осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях в условиях дневного стационара. 1.о3. Оказание медицинской помощи по профилю «сестринское дело», осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях в стационарных условиях. |
ПК-2. Способен при оказании медицинской помощи по профилю «сестринское дело» проводить мероприятия по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи | 2.з1. Нормативное правовое регулирование, подходы и методы многоуровневой профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. 2.з2. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала). 2.з3. Меры индивидуальной защиты медицинского персонала и пациентов при выполнении медицинских вмешательств. 2.з4. Основы асептики и антисептики, принципы индивидуальной изоляции при выполнении медицинских вмешательств. 2.з5. Санитарные правила обращения с медицинскими отходами. 2.з6. Профилактические мероприятия при возникновении аварийных ситуаций с риском инфицирования медицинских работников (экстренная профилактика). 2.з7. Особенности возбудителей инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (устойчивость к физическим и химическим дезинфицирующим агентам и длительность выживания на объектах внешней среды, вид и форма существования, пути и факторы передачи). 2.з8. Виды, цели и задачи дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации медицинских изделий. 2.з9. Методы, приемы и средства ручной и механизированной предстерилизационной очистки медицинских изделий. 2.з10. Виды и правила сортировки и упаковки медицинских изделий для стерилизации, особенности стерилизуемых медицинских изделий и стерилизующих средств. 2.з11. Технологии стерилизации медицинских изделий. 2.з12. Методы контроля качества дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации медицинских изделий. 2.з13. Порядок и правила хранения стерильных медицинских изделий, правила их выдачи. 2.з14. Правила и порядок эксплуатации оборудования для проведения дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации медицинских изделий. 2.з15. Профессиональные риски, вредные и опасные производственные факторы по профилю отделения (подразделения) медицинской организации, требования охраны труда, пожарной безопасности. | 2.у1. Организация рабочего места и безопасной среды для проведения работ по стерилизации медицинских изделий. 2.у2. Применение средств индивидуальной защиты. 2.у3. Участие в обеспечении мер асептики и антисептики, принципов индивидуальной изоляции при выполнении медицинских вмешательств. 2.у4. Сбор, обеззараживание и осуществление временного хранения медицинских отходов в местах их образования. 2.у5. Безопасное обращение с острыми (колющими и режущими) инструментами, биологическими материалами. 2.у6. Прием медицинских изделий в стерилизационном отделении (кабинете) для последующей дезинфекции, очистки и стерилизации. 2.у7. Дезинфекция и предстерилизационная очистка медицинских изделий ручным и механизированным способом. 2.у8. Контроль качества предстерилизационной очистки медицинских изделий. 2.у9. Сортировка и упаковка медицинских изделий в соответствии с видом стерилизации. 2.у10. Размещение индикаторов в стерилизаторах в соответствии с инструкцией по применению. 2.у11. Стерилизация медицинских изделий, контроль режимов стерилизации. 2.у12. Обеспечение хранения и выдачи стерильных медицинских изделий. 2.у13. Безопасная эксплуатация оборудования при работе в помещениях с асептическим режимом, в том числе стерилизационном отделении (кабинете). | 2.о1. Осуществление дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации в условиях стерилизационного отделения (кабинета). 2.о2. Выполнение мероприятий по обеспечению профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи при работе с пациентами. 2.о3. Проведение экстренных профилактических мероприятий при возникновении аварийных ситуаций с риском инфицирования медицинских работников и пациентов. |
ПК-3. Способен при оказании медицинской помощи по профилю «сестринское дело» проводить мероприятия по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни | 3.з1. Нормативное правовое регулирование первичной медико-санитарной помощи взрослому населению. 3.з2. Информационные технологии, организационные формы, методы и средства санитарного просвещения населения. 3.з3. Правила проведения индивидуального и группового профилактического консультирования, современные научно обоснованные рекомендации по вопросам личной гигиены, рационального питания, планирования семьи, здорового образа жизни, факторов риска для здоровья и заболеваний, обусловленных образом жизни человека. 3.з4. Принципы здорового образа жизни, основы сохранения и укрепления здоровья; факторы, способствующие сохранению здоровья; формы и методы работы по формированию здорового образа жизни. 3.з5. Программы здорового образа жизни, в том числе программы, направленные на снижение веса, снижение потребления алкоголя и табака, предупреждение и борьбу с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ. 3.з6. Виды медицинских осмотров с учетом возраста, состояния здоровья, профессии. 3.з7. Правила и порядок проведения профилактического медицинского осмотра. 3.з8. Порядок проведения диспансеризации населения, порядок доврачебного осмотра и обследования населения по скрининг-программе диспансеризации. 3.з9. Методы профилактики неинфекционных заболеваний, факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний. 3.з10. Порядок проведения диспансерного наблюдения пациентов с хроническими заболеваниями. 3.з11. Порядок и правила проведения вакцинации в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, течение вакцинального процесса, возможные реакции, осложнения и меры их профилактики. 3.з12. Методы оценки санитарно-эпидемиологической обстановки прикрепленного участка, зависимость распространения инфекционных болезней от природных факторов, факторов окружающей среды, в том числе социальных. 3.з13. Меры профилактики инфекционных заболеваний. 3.з14. Порядок проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очага инфекции, в том числе карантинных мероприятий при выявлении особо опасных (карантинных) инфекционных заболеваний. 3.з15. Санитарные правила и нормы, порядок проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекционного заболевания. | 3.у1. Составление списков граждан и плана проведения диспансеризации населения с учетом возрастной категории и проводимых обследований. 3.у2. Проведение разъяснительных бесед на уровне семьи, организованного коллектива о целях и задачах профилактического медицинского осмотра, порядке прохождения диспансеризации и ее объеме, в том числе беседы с несовершеннолетними в образовательных организациях. 3.у3. Проведение индивидуального и (или) группового профилактического консультирования населения о факторах, способствующих сохранению здоровья, факторах риска для здоровья и мерах профилактики предотвратимых болезней. 3.у4. Формирование общественного мнения в пользу здорового образа жизни и мотивирование пациентов на ведение здорового образа жизни. 3.у5. Информирование населения о программах снижения веса, потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ. 3.у6. Участие в проведении медицинских осмотров. 3.у7. Проведение доврачебного профилактического осмотра с целью выявления факторов риска развития заболеваний. 3.у8. Участие в организации и проведении диспансеризации населения. 3.у9. Участие в диспансерном наблюдении пациентов с хроническими заболеваниями с учетом возраста, состояния здоровья, профессии. 3.у10. Проведение вакцинации населения. 3.у11. Проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий при выявлении пациентов с инфекционными и паразитарными болезнями и лиц с подозрением на инфекционные болезни, а также носителей возбудителей инфекционных болезней. 3.у12. Участие в организации и осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) и ограничительных (карантинных) мероприятий при выявлении инфекционных заболеваний. 3.у13. Динамическое наблюдение за лицами, контактными с пациентами, заболевшими инфекционным заболеванием. | 3.о1. Проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению населения, пропаганде здорового образа жизни, участие в реализации программ здорового образа жизни. 3.о2. Выполнение работ по проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации населения, диспансерному наблюдению пациентов при хронических заболеваниях и (или) состояниях. 3.о3. Проведение иммунопрофилактики инфекционных заболеваний, санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, а также выполнение мероприятий при регистрации инфекционных заболеваний. |
ПК-4. Способен при оказании медицинской помощи по профилю «сестринское дело» осуществлять клиническое использование крови и (или) ее компонентов | 4.з1. Правила надлежащего хранения реагентов для проведения проб на индивидуальную совместимость перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении). 4.з2. Требования визуального контроля безопасности донорской крови и (или) ее компонентов. 4.з3. Правила хранения и транспортировки донорской крови и (или) ее компонентов. 4.з4. Правила учета донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении). 4.з5. Порядок проведения идентификационного контроля пациента (реципиента) и донорской крови и (или) ее компонентов перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов (анализ медицинской документации, опрос пациента/реципиента). 4.з6. Требования к взятию и маркировке проб крови пациента (реципиента), которому планируется трансфузия (переливание), с целью осуществления подбора пары «донор-реципиент». 4.з7. Методика проведения биологической пробы при трансфузии (переливании) донорской крови и (или) ее компонентов. 4.з8. Правила маркировки донорской крови и (или) ее компонентов. 4.з9. Порядок проведения предтрансфузионного определения совместимости образцов эритроцитсодержащего компонента крови и образца крови пациента (реципиента) в отделении (подразделении). 4.з10. Требования к предтрансфузионной подготовке пациента (реципиента) в соответствии с назначениями врача. 4.з11. Порядок проведения трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов (контроль результатов биологической пробы, состояния реципиента во время и после трансфузии (переливания). 4.з12. Правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю «Трансфузиология», в том числе в электронном виде. 4.з13. Основы иммуногематологии, понятие о системах групп крови, резус-принадлежности. 4.з14. Методы определения групповой и резус-принадлежности крови. 4.з15. Методы определения совместимости крови донора и пациента (реципиента). 4.з16. Медицинские показания к трансфузии (переливанию) донорской крови и (или) ее компонентов. 4.з17. Медицинские противопоказания к трансфузии (переливанию) донорской крови и ее компонентов. 4.з18. Симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате трансфузии (переливании) донорской крови и (или) ее компонентов. 4.з19. Порядок оказания медицинской помощи пациенту при возникновении посттрансфузионной реакции или осложнения. 4.з20. Порядок проведения расследования посттрансфузионной реакции или осложнения. | 4.у1. Обеспечение хранения и своевременного обновления реагентов для проведения проб на индивидуальную совместимость перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении). 4.у2. Визуальный контроль донорской крови и (или) ее компонентов на соответствие требованиям безопасности. 4.у3. Обеспечение хранения и транспортировки донорской крови и (или) ее компонентов. 4.у4. Учет донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении). 4.у5. Идентификационный контроль пациента (реципиента) и донорской крови и (или) ее компонентов перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов (анализ медицинской документации, опрос пациента/реципиента). 4.у6. Взятие и маркировка проб крови пациента (реципиента), которому планируется трансфузия (переливание), с целью осуществления подбора пары «донор-реципиент». 4.у7. Анализ информации, содержащейся на этикетке контейнера с компонентом крови (наименование, дата и организация заготовки, срок годности, условия хранения, данные о групповой и резус-принадлежности). 4.у8. Организация рабочего пространства для проведения предтрансфузионного определения совместимости образцов эритроцитсодержащего компонента крови и образца крови пациента (реципиента) в отделении (подразделении). 4.у9. Проведение предтрансфузионной подготовки компонента донорской крови (размораживание, согревание, прикроватная лейкофильтрация) в отделении (подразделении) медицинской организации. 4.у10. Обеспечение венозного доступа у пациента (реципиента): выполнение венепункции, подключение контейнера с донорской кровью и (или) ее компонентом к периферическому или центральному венозному катетеру в случае его наличия. 4.у11. Проведение предтрансфузионной подготовки пациента (реципиента) в соответствии с назначениями врача: прекращение введения лекарственных препаратов на время трансфузии (переливания) (за исключением лекарственных препаратов, предназначенных для поддержания жизненно важных функций); осуществление назначенной премедикации с целью профилактики осложнений. 4.у12. Контроль за результатами биологической пробы, состоянием реципиента во время и после трансфузии (переливания). 4.у13. Обеспечение хранения образцов крови реципиента, использованных для проведения проб на индивидуальную совместимость, а также контейнеров с донорской кровью и (или) с ее компонентами после трансфузии (переливания). 4.у14. Взятие образцов крови пациента/реципиента до и после трансфузии (переливания). | 4.о1. Осуществление подготовки пациента и донорской крови и (или) ее компонентов к трансфузии. 4.о2. Осуществление хранения и транспортировки донорской крови и (или) ее компонентов, ведение учета донорской крови и или ее компонентов в отделении (подразделении). 4.о3. Участие в трансфузии донорской крови и (или) ее компонентов. |
ПК-5. Способен при оказании медицинской помощи по профилю «сестринское дело» вести медицинскую документацию, организовывать деятельность находящегося в распоряжении медицинского персонала | 5.з1. Правила и порядок оформления медицинской документации в медицинских организациях, в том числе в форме электронного документа. 5.з2. Правила работы в медицинских информационных системах и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 5.з3. Основы законодательства Российской Федерации о защите персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну. 5.з4. Требования к обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. 5.з5. Должностные обязанности находящегося в распоряжении медицинского персонала. 5.з6. Требования пожарной безопасности, охраны труда, основы личной безопасности и конфликтологии, правила внутреннего трудового распорядка. | 5.у1. Заполнение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа. 5.у2. Использование в работе медицинских информационных систем и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 5.у3. Выполнение мероприятий по защите персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну, при использовании их в профессиональной деятельности. 5.у4. Контроль за исполнением должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом. 5.у5. Составление плана работы и отчета о своей работе. 5.у6. Проведение работы по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. 5.у7. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, требований пожарной безопасности, охраны труда. | 5.о1. Ведение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа в амбулаторных условиях и (или) условиях дневного стационара. 5.о2. Ведение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа в стационарных условиях. 5.о3. Организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала в амбулаторных условиях и (или) условиях дневного стационара. 5.о4. Организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала в стационарных условиях. |
ПК-6. Способен оказывать медицинскую помощь в экстренной форме | 6.з1. Принципы и методы оказания медицинской помощи в экстренной форме в соответствии с нормативными правовыми актами и клиническими рекомендациями. 6.з2. Клинические признаки состояний, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме. 6.з3. Факторы риска, представляющие непосредственную угрозу для собственной жизни и здоровья, жизни и здоровья пострадавшего (пострадавших) и окружающих лиц, методы устранения указанных факторов риска. 6.з4. Правила и порядок проведения первичного осмотра пациента (пострадавшего) при оказании медицинской помощи в экстренной форме при отсутствии сознания; остановке дыхания и (или) остановке кровообращения; нарушении проходимости дыхательных путей инородным телом и иных угрожающие жизни и здоровью нарушения дыхания; наружных кровотечениях; травмах, ранениях и поражениях, вызванных механическими, химическими, электрическими, термическими поражающими факторами, воздействием излучения; отравлениях; укусах или ужаливания ядовитых животных; судорожном приступе, сопровождающемся потерей сознания; острых психологических реакциях на стресс. 6.з5. Правила эффективной коммуникации с пациентами, окружающими людьми и медицинскими работниками при оказании медицинской помощи в экстренной форме. 6.з6. Алгоритм обращения в службы спасения, в том числе вызова бригады скорой помощи. 6.з7. Принципы действия приборов для наружной электроимпульсной терапии (дефибрилляции). 6.з8. Правила выполнения наружной электроимпульсной терапии (дефибрилляции) с использованием автоматического наружного дефибриллятора. 6.з9. Медицинские показания и медицинские противопоказания к проведению реанимационных мероприятий. 6.з10. Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации. 6.з11. Методы обеспечения проходимости дыхательных путей. 6.з12. Правила остановки наружных кровотечений. 6.з13. Правила наложения повязок при оказании медицинской помощи в экстренной форме. 6.з14. Способы охлаждения при травмах, воздействиях излучения, высоких температур, химических веществ, укусах или ужаливаниях ядовитых животных; проведения термоизоляции и согревания при воздействии низких температур. 6.з15. Методы иммобилизации с использованием табельных и подручных средств. 6.з16. Правила использования средств индивидуальной защиты при оказании медицинской помощи в экстренной форме. 6.з17. Правила и порядок проведения мониторинга состояния пациента при оказании медицинской помощи в экстренной форме, порядок передачи пациента бригаде скорой помощи. | 6.у1. Диагностика состояний, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме. 6.у2. Определение факторов, представляющих непосредственную угрозу для собственной жизни и здоровья, жизни и здоровья пострадавшего (пострадавших) и окружающих лиц. 6.у3. Устранение факторов, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья пострадавшего (пострадавших), а также участников оказания медицинской помощи в экстренной форме и окружающих лиц, в том числе предотвращение дополнительного травмирования пострадавшего (пострадавших). 6.у4. Обеспечение собственной безопасности, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты. 6.у5. Вызов скорой медицинской помощи, перемещение, транспортировка пострадавшего, передача пострадавшего выездной бригаде скорой помощи. 6.у6. Оценка количества пострадавших. 6.у7. Устное информирование пострадавшего и окружающих лиц о готовности оказывать медицинскую помощь в экстренной форме, а также о начале проведения мероприятий по оказанию медицинской помощи в экстренной форме. 6.у8. Осуществление эффективной коммуникации с пациентом, окружающими людьми и медицинскими работниками, в том числе бригадой скорой медицинской помощи при оказании медицинской помощи в экстренной форме. 6.у9. Устранение воздействия повреждающих факторов на пострадавшего. 6.у10. Извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест. 6.у11. Перемещение пострадавшего в безопасное место. 6.у12. Обеспечение проходимости дыхательных путей при их закупорке инородным телом. 6.у13. Проведение первичного осмотра пациента при состояниях, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме. 6.у14. Осуществление мероприятий по временной остановке наружного кровотечения, в том числе прямым давлением на рану, наложением давящей повязки (в том числе с фиксацией инородного тела), наложением кровоостанавливающего жгута. 6.у15. Определение наличия признаков жизни у пострадавшего (наличие сознания, наличие дыхания с помощью слуха, зрения и осязания). 6.у16. Проведение сердечно-легочной реанимации и поддержание проходимости дыхательных путей. 6.у17. Использование автоматического наружного дефибриллятора; 6.у18. Наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки. 6.у19. Промывание желудка. 6.у20. Охлаждение при травмах, воздействиях излучения, высоких температур, химических веществ, укусах или ужаливаниях ядовитых животных. 6.у21. Проведение термоизоляции и согревания при воздействии низких температур. 6.у22. Проведение иммобилизации (обездвиживания) с использованием медицинских изделий или подручных средств; аутоиммобилизация или обездвиживание руками травмированных частей тела. 6.у23. Предотвращение дополнительного травмирования головы при судорожном приступе, сопровождающемся потерей сознания. 6.у24. Придание и поддержание оптимального положения тела пострадавшего в зависимости от его состояния. 6.у25. Осуществление контроля состояния пострадавшего (наличия сознания, дыхания, кровообращения и отсутствия наружного кровотечения), оказание пострадавшему психологической поддержки. | 6.о1. Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни пациента (в том числе нарушение жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме. 6.о2. Проведение оценки обстановки и обеспечение безопасных условий для оказания медицинской помощи в экстренной форме. 6.о3. Оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека – кровообращения и (или) дыхания). |
- Учебный план[5]
Таблица 2
№ п/п | Наименования модулей, тем, разделов практики | Количество часов (трудоемкость) | ||||||
всего | в том числе по видам учебной деятельности | |||||||
лекции | занятия семинарского типа[6] | практика | аттестация | |||||
всего | в том числе | |||||||
практическая подготовка | возможно использование ЭО и ДОТ | |||||||
1 | Модуль 1. Общие вопросы профессиональной деятельности медицинской сестры (медицинского брата) | 46 | 18 | 26 | 22 | 0 | 0 | 2 |
1.1 | Нормативное правовое регулирование вопросов оказания медицинской помощи в рамках профессиональной деятельности медицинской сестры (медицинского брата) | 4 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1.2 | Права и обязанности медицинской сестры (медицинского брата) и находящегося в распоряжении персонала | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1.3 | Основы ведения медицинской документации и электронного документооборота | 6 | 2 | 4 | 4 | 0 | 0 | 0 |
1.4 | Общение в профессиональной деятельности медицинской сестры (медицинского брата) | 6 | 2 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1.5 | Обеспечение инфекционной безопасности в медицинской организации | 18 | 6 | 12 | 12 | 0 | 0 | 0 |
1.6 | Обращение с медицинскими отходами | 8 | 2 | 6 | 6 | 0 | 0 | 0 |
1.7 | Промежуточная аттестация по модулю 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
2 | Модуль 2. Оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях | 212 | 72 | 138 | 108 | 0 | 0 | 2 |
2.1 | Общий уход за пациентами | 24 | 6 | 18 | 12 | 0 | 0 | 0 |
2.2 | Технологии выполнения медицинских услуг, манипуляций и процедур сестринского ухода | 48 | 12 | 36 | 18 | 0 | 0 | 0 |
2.3 | Подготовка пациента, медицинских инструментов и расходных материалов к лечебным и диагностическим вмешательствам | 10 | 4 | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2.4 | Обращение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания в медицинской организации | 8 | 2 | 6 | 6 | 0 | 0 | 0 |
2.5 | Клиническое использование крови и (или) ее компонентов | 12 | 6 | 6 | 6 | 0 | 0 | 0 |
2.6 | Медицинская реабилитация при заболеваниях и (или) состояниях | 6 | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2.7 | Особенности сестринского дела при работе с пациентами терапевтического профиля в условиях дневного стационара и стационарных условиях | 36 | 12 | 24 | 24 | 0 | 0 | 0 |
2.8 | Особенности сестринского дела при работе с пациентами хирургического профиля в условиях дневного стационара и стационарных условиях | 30 | 12 | 18 | 18 | 0 | 0 | 0 |
2.9 | Особенности сестринского дела в акушерстве и гинекологии в условиях дневного стационара и стационарных условиях | 18 | 6 | 12 | 12 | 0 | 0 | 0 |
2.10 | Особенности сестринского дела при инфекционных болезнях в условиях дневного стационара и стационарных условиях | 18 | 6 | 12 | 12 | 0 | 0 | 0 |
2.11 | Промежуточная аттестация по модулю 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
3 | Модуль 3. Сестринское дело в первичной доврачебной медико-санитарной помощи | 50 | 12 | 36 | 36 | 0 | 0 | 2 |
3.1 | Особенности сестринского дела при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях | 24 | 6 | 18 | 18 | 0 | 0 | 0 |
3.2 | Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний | 24 | 6 | 18 | 18 | 0 | 0 | 0 |
3.3 | Промежуточная аттестация по модулю 3 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
4 | Модуль 4. Оказание медицинской помощи в экстренной форме | 44 | 6 | 36 | 0 | 0 | 0 | 2 |
4.1 | Оказание медицинской помощи в экстренной форме | 42 | 6 | 36 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4.2 | Промежуточная аттестация по модулю 4 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
5 | Модуль 5. Практика | 146 | 0 | 0 | 0 | 0 | 144 | 2 |
5.1 | Сестринская деятельность при оказании медицинской помощи в стационарных условиях | 90 | 0 | 0 | 0 | 0 | 90 | 0 |
5.2 | Сестринская деятельность при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях | 36 | 0 | 0 | 0 | 0 | 36 | 0 |
5.3 | Сестринская деятельность при оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара | 18 | 0 | 0 | 0 | 0 | 18 | 0 |
5.4 | Промежуточная аттестация по модулю 5 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
6 | Итоговая аттестация | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 |
Итого часов (трудоемкость) | 504 | 108 | 236 | 166 | 0 | 144 | 16 | |
- Календарный учебный график[7]
Календарный учебный график обеспечивает реализацию образовательной программы в соответствии с учебным планом и разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
- Рабочие программы модулей[8]
Таблица 3
№ п/п | Наименование модулей, тем, разделов практики | Содержание | Коды формируемых компетенций |
1 | Модуль 1. Общие вопросы профессиональной деятельности медицинской сестры (медицинского брата) | ||
1.1 | Нормативное правовое регулирование вопросов оказания медицинской помощи в рамках профессиональной деятельности медицинской сестры (медицинского брата) | Нормативные правовые акты, регламентирующие оказание медицинской помощи населению, в том числе по профилю «сестринское дело». Клинические рекомендации при оказании медицинской помощи. Основы экономики здравоохранения. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Профилактика коррупции в здравоохранении. | ПК-1 |
1.2 | Права и обязанности медицинской сестры (медицинского брата) и находящегося в распоряжении персонала | Права медицинской сестры (медицинского брата). Должностные обязанности медицинской сестры (медицинского брата) и находящегося в распоряжении персонала. Организация и контроль выполнения должностных обязанностей медицинским персоналом, находящимся в распоряжении медицинской сестры (медицинского брата). Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в работе медицинской сестры (медицинского брата). Основные правила и требования к обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в работе медицинской сестры (медицинского брата). Планирование своей профессиональной деятельности, составление отчета о своей работе. | ПК-5 |
1.3 | Основы ведения медицинской документации и электронного документооборота | Виды медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара и стационарных условиях. Унифицированные формы медицинской документации. Архивация документов. Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности. Основы электронного документооборота. Электронная подпись. Понятие о медицинских информационных системах и медицинских информационных автоматизированных системах: цели, задачи, функции, классификация и структура. Оформление учетно-отчетной, статистической и контролирующей документации в медицинской организации. Защита персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну. | ПК-5 |
1.4 | Общение в профессиональной деятельности медицинской сестры (медицинского брата) | Этика и деонтология в профессиональной деятельности. Эффективные коммуникации в коллективе. Основы управления персоналом. Эффективные коммуникации с пациентами. Понятие «психологический климат». Общение как основной критерий создания благоприятного психологического климата в медицинской организации. Значимость и влияние благоприятного психологического микроклимата в улучшении состояния пациента. Физические и психологические характеристики пациентов разных возрастных групп, лиц с частичной или полной утратой способности к общению, передвижению, самообслуживанию. Психология общения с пациентом, находящимся в терминальной стадии болезни, способы оказания психологической поддержки родственникам (законным представителям). | ПК-1, ПК-5 |
1.5 | Обеспечение инфекционной безопасности в медицинской организации | Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи: понятие, структура, масштаб проблемы, особенности возбудителей, выявление и регистрация, основные принципы эпидемиологического расследования. Подходы и методы многоуровневой профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи у медицинского персонала. Основы асептики и антисептики. Уровни деконтаминации рук медицинского персонала. Дезинфекция. Предстерилизационная очистка и стерилизация изделий медицинского назначения. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Классы чистоты помещений, виды уборок. | ПК-2 |
1.6 | Обращение с медицинскими отходами | Понятие «медицинские отходы», классификация медицинских отходов, характеристика морфологического состава, класс эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности. Санитарные правила обращения с медицинскими отходами. Организация системы сбора и утилизации отходов в учреждении здравоохранения. Тара для сбора отходов. Правила сбора, накопления, временного хранения, обеззараживания, удаления медицинских отходов, кратность их вывоза. | ПК-2 |
1.7 | Промежуточная аттестация по модулю 1 | Контроль результатов обучения в рамках освоения тем 1.1-1.6 | ПК-1, ПК-2, ПК-5 |
2 | Модуль 2. Оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях | ||
2.1 | Общий уход за пациентами | Основы теории и практики сестринского дела. Методы определения функциональной активности и самостоятельности пациента в самообслуживании, передвижении, общении, определения потребности в посторонней помощи и сестринском уходе. Эргономика в сестринской практике. Личная гигиена тяжелобольного пациента. Организация питания пациентов в медицинской организации. Объективное сестринское обследование пациента: антропометрия, оценка сознания, положения в постели, двигательной активности, артериального давления, пульса, частоты дыхательных движений, температуры тела. Правила измерения и интерпретация данных обследования пациентов. Понятие «боль». Виды боли. Оценка интенсивности и характера болевого синдрома с использованием шкал оценки боли. Сестринский уход за умирающим пациентом. Процесс и стадии умирания человека, клинические признаки, основные симптомы в терминальной стадии заболевания, особенности сестринского ухода. | ПК-1 |
2.2 | Технологии выполнения медицинских услуг, манипуляций и процедур сестринского ухода | Технологии выполнения медицинских услуг, манипуляций и процедур сестринского ухода, особенности сестринского ухода с учетом заболевания, возрастных, культурных и этнических особенностей пациента. Правила выполнения медицинских манипуляций при оказании медицинской помощи пациенту. | ПК-1 |
2.3 | Подготовка пациента, медицинских инструментов и расходных материалов к лечебным и диагностическим вмешательствам | Правила и порядок подготовки пациента к медицинским вмешательствам. Медицинские изделия (медицинские инструменты, расходные материалы, медицинское оборудование), применяемые для проведения лечебных и (или) диагностических процедур, оперативных вмешательств. Требования к условиям забора, хранения и транспортировки биологического материала пациента. Участие медицинской сестры в подготовке пациента к исследованиям, в том числе обучение пациента. Проведение динамического наблюдения за состоянием и самочувствием пациента во время лечебных и (или) диагностических вмешательств. | ПК-1 |
2.4 | Обращение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания в медицинской организации | Основы клинической фармакологии, виды лекарственных форм, способы и правила введения лекарственных препаратов, инфузионных сред, побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии, меры профилактики и оказания медицинской помощи. Порядок и правила учета, хранения и применения лекарственных препаратов, этилового спирта, спиртсодержащих препаратов, инфузионных сред, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания. Требования к маркировке лекарственных средств. Правила оформления сестринской документации по учёту, хранению и применению лекарственных средств. Порядок утилизации неиспользованных или испорченных лекарственных препаратов. | ПК-1 |
2.5 | Клиническое использование крови и (или) ее компонентов | Основные компоненты крови и их функции. Понятие о группах крови, антигенах системы Rh (C, E, c, e) и Kell (K). Методы определения группы крови. Показания к трансфузиям. Подготовка к трансфузии. Оценка состояния пациента. Проверка совместимости и документов. Подготовка оборудования и растворов. Процедура проведения трансфузии. Мониторинг пациента во время процедуры. Время и скорость введения. Возможные осложнения и их профилактика. Реакции на трансфузию. Инфекционные риски. Действия при осложнениях. Уход за пациентом после трансфузии. Наблюдение и контроль состояния. Документирование процедуры. Правила хранения и учета крови и ее компонентов. | ПК-4 |
2.6 | Медицинская реабилитация при заболеваниях и (или) состояниях | Понятие медицинской реабилитации. Виды реабилитации. Реабилитационные программы. Характеристика методов немедикаментозной реабилитации. Показания, противопоказания, возможные осложнения. Сестринская деятельность в осуществлении реабилитационных программ. | ПК-1 |
2.7 | Особенности сестринского дела при работе с пациентами терапевтического профиля в условиях дневного стационара и стационарных условиях | Сестринский уход за пациентами при заболеваниях органов дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, кожи, при заболеваниях крови и органов кроветворения, глаз и придаточного аппарата, нервной системы, сестринский уход за пациентами с психическими заболеваниями: этиология заболеваний и способствующие факторы, клинические проявления, проблемы пациента, возможные осложнения. Методы диагностики, правила и порядок подготовки пациента к диагностическим процедурам. Особенности сестринского ухода за пациентами. Особенности лечебного питания. Клинические признаки внезапных обострений хронических заболеваний, правила оказания неотложной помощи. Медицинская реабилитация. | ПК-1 |
2.8 | Особенности сестринского дела при работе с пациентами хирургического профиля в условиях дневного стационара и стационарных условиях | Особенности работы медицинской сестры хирургического профиля. Правила ассистирования врачу, фельдшеру. Виды обезболивания. Общее обезболивание и местная анестезия. Хирургическая операция. Периоперационный период. Особенности предоперационной подготовки пациентов к различным операциям. Послеоперационный период. Фазы течения раневого процесса. Местная хирургическая патология. Раны. Виды заживления послеоперационных ран. Хирургические швы, накладываемые на рану. Сестринский уход за пациентами с гнойными ранами. Туалет ран. Дренирование, способы дренирования, возможные осложнения. Десмургия. Хирургический инструментарий. Сосудистые патологии в хирургии. Воспалительные заболевания органов брюшной полости. Невоспалительные заболевания органов брюшной полости. | ПК-1 |
2.9 | Особенности сестринского дела в акушерстве и гинекологии в условиях дневного стационара и стационарных условиях | Сестринский уход при физиологической и патологической беременности. Подготовка пациентки к физиологическим родам. Сестринский уход при заболеваниях органов женской репродуктивной системы. | ПК-1 |
2.10 | Особенности сестринского дела при инфекционных болезнях в условиях дневного стационара и стационарных условиях | Понятие об инфекционном процессе и инфекционной болезни. Эпидемический процесс и его звенья. Общая характеристика инфекционных болезней (классификация, клинические формы). Клинико-патогенетическая характеристика периодов инфекционного процесса. Диагностика инфекционных заболеваний. Принципы, методы и организация лечения инфекционных больных. Особенности сестринского ухода при инфекционных заболеваниях. | ПК-1 |
2.11 | Промежуточная аттестация по модулю 2 | Контроль результатов обучения в рамках освоения тем 2.1-2.10 | ПК-1, ПК-4 |
3 | Модуль 3. Сестринское дело в первичной доврачебной медико-санитарной помощи | ||
3.1 | Особенности сестринского дела при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях | Классификация и структура медицинских организаций, оказывающих первичную доврачебную медико-санитарную помощь. Организация оказания медицинской помощи по территориально-участковому принципу. Правила организации деятельности поликлиники. Понятие о мобильной медицинской бригаде, центре (отделении) общей врачебной практики (семейной медицины), фельдшерском здравпункте медицинской организации, фельдшерско-акушерском пункте, врачебной амбулатории, кабинете врача общей практики (семейного врача). Функции медицинской сестры при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи. | ПК-1 |
3.2 | Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний | Определение понятия «здоровье». Факторы, влияющие на формирование здоровья и принципы здорового образа жизни. Основные факторы риска возникновения заболеваний (биологические, социальные, экологические). Санитарно-гигиеническое просвещение населения. Участие медицинской сестры в реализации программ здорового образа жизни, работе школ здоровья. Методы профилактики неинфекционных заболеваний. Виды медицинских осмотров, правила и порядок их проведения. Диспансеризация населения и диспансерное наблюдение. Профилактика инфекционных заболеваний. Иммунопрофилактика. | ПК-3 |
3.3 | Промежуточная аттестация по модулю 3 | Контроль результатов обучения в рамках освоения тем 3.1-3.2 | ПК-1, ПК-3 |
4 | Модуль 4. Оказание медицинской помощи в экстренной форме | ||
4.1 | Оказание медицинской помощи в экстренной форме | Нормативно-правовое регулирование оказания медицинской помощи в экстренной форме. Диагностика состояний, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме. Коммуникация со службами, пациентом и окружающими. Транспортировка и иммобилизация пациента. Сердечно-легочная реанимация. Остановка наружных кровотечений. Обеспечение проходимости дыхательных путей. Промывание желудка. Применение согревания и охлаждения. Проведение термоизоляции и согревания при воздействии низких температур. | ПК-6 |
4.2 | Промежуточная аттестация по модулю 4 | Контроль результатов обучения в рамках освоения темы 4.1 | ПК-6 |
5 | Модуль 5. Практика | ||
5.1 | Сестринская деятельность при оказании медицинской помощи в стационарных условиях | Участие в сестринской деятельности в стационарных условиях при оказании медицинской помощи пациентам терапевтического профиля, хирургического профиля, по акушерству и гинекологии, инфекционным болезням: осуществлении сестринского ухода, выполнении медицинских манипуляций и процедур, клиническом использовании крови и её компонентов, реабилитации пациентов, применении по назначению врача лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, обеспечении санитарно-противоэпидемического режима, обращении медицинских отходов, ведении медицинской документации, в том числе с использованием медицинских информационных систем. | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 |
5.2 | Сестринская деятельность при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях | Участие в сестринской деятельности в амбулаторных условиях: проведении профилактических осмотров и диспансеризации с целью выявления факторов риска развития заболевания, составлении плана диспансерного наблюдения за пациентом при заболеваниях (состояниях), при наличии которых устанавливается группа диспансерного наблюдения в условиях поликлиники или диспансера, организации работы школ здоровья по вопросам профилактики заболеваний (сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, ожирение, гипертоническая болезнь), организации и проведении противоэпидемических мероприятий, проведении иммунопрофилактики. | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 |
5.3 | Сестринская деятельность при оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара | Участие в сестринской деятельности в условиях дневного стационара: осуществлении сестринского ухода, выполнении медицинских манипуляций и процедур, реабилитации пациентов, применении по назначению врача лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, обеспечении санитарно-противоэпидемического режима, обращении медицинских отходов, ведении медицинской документации, в том числе с использованием медицинских информационных систем. | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 |
5.4 | Промежуточная аттестация по модулю 5 | Контроль результатов обучения в рамках разделов практики 5.1-5.3 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5 |
- Формы аттестации[9]
8.1. Порядок проведения аттестации
Промежуточная аттестация проводится по окончании освоения каждого модуля образовательной программы. Форма промежуточной аттестации по каждому модулю определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Промежуточная аттестация по модулям 1-3 должна включать в себя решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях в соответствии с содержанием модулей и планируемыми результатами обучения.
Промежуточная аттестация по модулю 4 должна включать в себя решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных условиях в соответствии с содержанием модулей и планируемыми результатами обучения.
Промежуточная аттестация по модулю 5 должна включать в себя оценку отчета о прохождении практики, содержащего перечень примененных умений в ходе участия в оказании медицинской помощи с указанием количества случаев применения каждого умения, выполнения манипуляции.
Критерии успешного прохождения промежуточной аттестации устанавливаются организаций, осуществляющей образовательную деятельность.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена, который включает в себя решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях. Итоговая аттестация проводится для оценки степени достижения обучающимися запланированных результатов обучения по образовательной программе и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку обучающегося. Обучающийся допускается к итоговой аттестации при успешном прохождении промежуточных аттестаций, предусмотренных образовательной программой.
Обучающийся, освоивший образовательную программу и успешно прошедший итоговую аттестацию, получает документ о квалификации – диплом о профессиональной переподготовке[10].
8.2. Оценочные материалы
Оценочные материалы образовательной программы формируются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для проведения текущего контроля, промежуточных аттестаций, итоговой аттестации в соответствии с содержанием модулей и планируемыми результатами обучения. Каждое задание оценочных материалов должно быть соотнесено с результатами обучения, для оценки которых оно предназначено.
Пример тестового задания
Инструкция: Выберите один правильный ответ
Вопрос (задание) | Варианты ответов | Правильный ответ | Коды результатов обучения |
При внутримышечной инъекции взрослому пациенту игла вводится на глубину: | А) 2-3 мм Б) 10-15 мм В) 30-40 мм Г) глубина введения иглы не имеет значения | В | 1.з4 |
Пример ситуационной задачи
Инструкция: ознакомьтесь с условием задачи. На основании полученной информации дайте развернутые ответы на вопросы, приведенные ниже.
Условия
Пациент 32 лет разбил зеркало и травмировал нижнюю треть правого предплечья. Медицинской сестре необходимо остановить кровотечение у пациента.
Жалобы: боль и кровотечение из раны, сильная слабость, головокружение.
Объективный статус: в области нижней трети правого предплечья резанная рана размером 1 х 3 см. Кровь вытекает из раны тонкой струёй с пульсацией, по цвету – ярко-алая. Пациент в сознании, но отвечает на вопросы спутанно.
Задания
- Назовите вид кровотечения.
- Перечислите действия медицинской сестры на доврачебном этапе при данном кровотечении.
Эталоны ответов
- Вид кровотечения – артериальное.
- Действия медицинской сестры на доврачебном этапе:
- срочно вызвать бригаду скорой медицинской помощи;
- остановить кровотечение любым доступным способом: наложение жгута, прямое давление на рану, пальцевое прижатие;
- согреть пациента (накрыть тёплой одеждой, одеялом);
- начать регидратацию путем энтерального введения жидкости (чай, минеральная вода), если пациент остается в сознании.
Коды результатов обучения: 6.з1, 6.з2, 6.з4, 6.з5, 6.з6, 6.з12, 6.з13, 6.з17.
- Организационно-педагогические условия
реализации образовательной программы[11]
9.1. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
Реализация образовательной программы обеспечивается работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) лицами, привлекаемыми на иных условиях.
Квалификация работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, и реализующих образовательную программу, должна отвечать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н[12], или Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н[13], профессиональных стандартов (при наличии).
Лекции, а также занятия семинарского типа, не предусматривающие практическую подготовку в соответствии с учебным планом, проводятся лицами со средним медицинским образованием или высшим медицинским образованием и имеющими стаж медицинской и (или) педагогической деятельности по профилю образовательной программы не менее 3 лет.
Занятия семинарского типа проводятся в группе обучающихся численностью не более 10 человек.
Требования к кадровому обеспечению реализации образовательной программы в части практической подготовки
Занятия семинарского типа модулей 1-3, предусматривающие практическую подготовку в соответствии с учебным планом, проводятся в группе обучающихся численностью не более 10 человек лицами со средним медицинским образованием или высшим медицинским образованием, при этом:
1) лица со средним медицинским образованием должны иметь аккредитацию по одной из специальностей «Сестринское дело», «Организация сестринского дела», «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело в педиатрии», «Операционное дело», «Анестезиология и реаниматология», «Общая практика», «Скорая и неотложная помощь», осуществлять соответствующую медицинскую деятельность и иметь стаж такой деятельности не менее 3 лет;
2) лица с высшим медицинским образованием должны иметь аккредитацию по одной из специальностей «Сестринское дело», «Управление сестринской деятельностью», «Акушерство и гинекология», «Анестезиология-реаниматология», «Гастроэнтерология», «Гематология», «Гериатрия», «Дерматовенерология», «Инфекционные болезни», «Кардиология», «Клиническая фармакология», «Колопроктология», «Лечебное дело», «Неврология», «Нефрология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Психиатрия», «Пульмонология», «Ревматология», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Скорая медицинская помощь», «Терапия», «Токсикология», «Торакальная хирургия», «Травматология и ортопедия», «Трансфузиология», «Урология», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Эндокринология», осуществлять соответствующую медицинскую деятельность и иметь стаж такой деятельности не менее 3 лет.
Модуль 5 проводится в группе обучающихся численностью не более 5 человек лицами со средним медицинским образованием или высшим медицинским образованием, при этом:
1) лица со средним медицинским образованием должны иметь аккредитацию по одной из специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело в педиатрии», «Анестезиология и реаниматология», «Скорая и неотложная помощь», осуществлять соответствующую медицинскую деятельность и иметь стаж такой деятельности не менее 3 лет;
2) лица с высшим медицинским образованием должны иметь аккредитацию по одной из специальностей «Сестринское дело», «Управление сестринской деятельностью», «Акушерство и гинекология», «Анестезиология-реаниматология», «Гастроэнтерология», «Гематология», «Гериатрия», «Дерматовенерология», «Инфекционные болезни», «Кардиология», «Клиническая фармакология», «Колопроктология», «Лечебное дело», «Неврология», «Нефрология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Психиатрия», «Пульмонология», «Ревматология», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Скорая медицинская помощь», «Терапия», «Токсикология», «Торакальная хирургия», «Травматология и ортопедия», «Трансфузиология», «Урология», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Эндокринология», осуществлять соответствующую медицинскую деятельность и иметь стаж такой деятельности не менее 3 лет.
9.2. Требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательной программы
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает соблюдение требований к материально-техническим условиям реализации образовательной программы в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4
Модуль | Требования к материально-техническим условиям реализации образовательной программы |
Модуль 1. Общие вопросы профессиональной деятельности медицинской сестры (медицинского брата) | 1. Наличие учебных аудиторий площадью не менее 2,5 кв. м. на одного обучающегося, оснащенных видеопроекционной аппаратурой и неограниченным доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 2. Наличие комплекта лицензионного и (или) свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: операционная система, текстовый редактор, редактор презентаций, учебная медицинская информационная система. 3. Наличие тренажеров (симуляторов, манекенов, моделей), позволяющих формировать следующие умения: кормление тяжелобольного пациента через рот и (или) назогастральный зонд, через гастростому; установка назогастрального зонда и уход за назогастральным зондом; введение питательных смесей через рот (в том числе сипинг); зондирование желудка, промывание желудка; постановка горчичников, банок, пиявок; применение грелки, пузыря со льдом; наложение компресса; отсасывание слизи из ротоглотки, из верхних дыхательных путей, из носа; осуществление ухода за носовыми канюлями и катетером; оказание пособия при трахеостоме, при фарингостоме; оказание пособия при оростомах, эзофагостомах, гастростомах, илеостоме; осуществление ухода за интестинальным зондом; оказание пособия при стомах толстой кишки, введение бария через колостому; осуществление ухода за дренажом; оказание пособия при дефекации тяжелобольного пациента; постановка очистительной клизмы; постановка газоотводной трубки; удаление копролитов; оказание пособия при недержании кала; постановку сифонной клизмы; оказание пособия при мочеиспускании тяжелобольного пациента; осуществление ухода за мочевым катетером; осуществление ухода за нефростомой, цистостомой и уростомой; оказание пособия при недержании мочи; катетеризация мочевого пузыря эластичным катетером; оказание пособия при парентеральном введении лекарственных препаратов; введение лекарственных препаратов внутрикожно, подкожно, внутримышечно, внутривенно, в очаг поражения кожи; катетеризация периферических вен, в том числе кубитальной; непрерывное внутривенное введение лекарственных препаратов; внутрипросветное введение в центральный венозный катетер лекарственных препаратов; осуществление ухода за сосудистым катетером. |
Модуль 2. Оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях | |
Модуль 3. Сестринское дело в системе первичной доврачебной медико-санитарной помощи | |
Модуль 4. Оказание медицинской помощи в экстренной форме | 1. Наличие учебных аудиторий площадью не менее 2,5 кв. м. на одного обучающегося, оснащенных видеопроекционной аппаратурой и неограниченным доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 2. Наличие комплекта лицензионного и (или) свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: операционная система, текстовый редактор, редактор презентаций, учебная медицинская информационная система. 3. Наличие тренажеров (симуляторов) с обратной связью для оказания экстренной помощи, позволяющим (позволяющими) формировать следующие умения: определение наличия признаков жизни, обеспечение проходимости дыхательных путей, временная остановка наружного кровотечения, проведение сердечно-легочной реанимации и поддержание проходимости дыхательных путей, использование автоматического наружного дефибриллятора, наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки, промывание желудка, придание и поддержание оптимального положения тела пострадавшего в зависимости от его состояния. |
Требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательной программы в части практической подготовки
Практическая подготовка обучающихся при реализации образовательной программы обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности[14] и организуется в организациях, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность и (или) в медицинских организациях (далее вместе – базы практической подготовки) в соответствии с таблицей 5.
Таблица 5
Наименование модулей, тем, разделов практики | Требования к базам практической подготовки |
| Модуль 1. Общие вопросы профессиональной деятельности медицинской сестры (медицинского брата) | |
Темы, предусматривающие практическую подготовку | 1. Осуществление медицинской деятельности, предусматривающей:1) организацию и выполнение работ (услуг) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (наличие соответствующей лицензии) по сестринскому делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии;2) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз (наличие соответствующей лицензии) по экспертизе качества медицинской помощи;3) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских осмотров (наличие соответствующей лицензии) по медицинским осмотрам профилактическим; 4) численность обслуживаемого (прикрепленного) населения – не менее 850 человек на 1 обучающегося. 2. Осуществление медицинской деятельности, предусматривающей: 1) организацию и выполнение работ (услуг) при оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара (наличие соответствующей лицензии) по сестринскому делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии; 2) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз (наличие соответствующей лицензии) по экспертизе качества медицинской помощи;3) количество коек для оказания специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара – не менее 2 на 1 обучающегося.3. Осуществление медицинской деятельности, предусматривающей:1) организацию и выполнение работ (услуг) при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (наличие соответствующей лицензии) по: сестринскому делу, анестезиологии и реаниматологии, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии;2) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз (наличие соответствующей лицензии) по экспертизе качества медицинской помощи;3) количество коек для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях терапевтического профиля (суммарно по одному или нескольким профилям по: гастроэнтерологии, и (или) гематологии, и (или) гериатрии, и (или) дерматовенерологии, и (или) инфекционным болезням, и (или) кардиологии, и (или) неврологии, и (или) нефрологии, и (или) онкологии, и (или) пульмонологии, и (или) ревматологии, и (или) терапии, и (или) фтизиатрии, и (или) эндокринологии) – не менее 2 на 1 обучающегося,4) количество коек для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях хирургического профиля (суммарно по одному или нескольким профилям по: акушерству и гинекологии, и (или) нейрохирургии, и (или) оториноларингологии, и (или) офтальмологии, и (или) пластической хирургии, и (или) сердечно-сосудистой хирургии, и (или) торакальной хирургии, и (или) травматологии и ортопедии, и (или) хирургии, и (или) челюстно-лицевой хирургии) – не менее 2 на 1 обучающегося. |
| Модуль 2. Оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях | |
Темы, предусматривающие практическую подготовку | 1. Осуществление медицинской деятельности, предусматривающей: 1) организацию и выполнение работ (услуг) при оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара (наличие соответствующей лицензии) по сестринскому делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии; 2) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз (наличие соответствующей лицензии) по экспертизе качества медицинской помощи;3) количество коек для оказания специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара – не менее 2 на 1 обучающегося.2. Осуществление медицинской деятельности, предусматривающей:1) организацию и выполнение работ (услуг) при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (наличие соответствующей лицензии) по: сестринскому делу, анестезиологии и реаниматологии, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии;2) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз (наличие соответствующей лицензии) по экспертизе качества медицинской помощи;3) количество коек для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях терапевтического профиля (суммарно по одному или нескольким профилям по: гастроэнтерологии, и (или) гематологии, и (или) гериатрии, и (или) дерматовенерологии, и (или) инфекционным болезням, и (или) кардиологии, и (или) неврологии, и (или) нефрологии, и (или) онкологии, и (или) пульмонологии, и (или) ревматологии, и (или) терапии, и (или) фтизиатрии, и (или) эндокринологии) – не менее 2 на 1 обучающегося,4) количество коек для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях хирургического профиля (суммарно по одному или нескольким профилям по: акушерству и гинекологии, и (или) нейрохирургии, и (или) оториноларингологии, и (или) офтальмологии, и (или) пластической хирургии, и (или) сердечно-сосудистой хирургии, и (или) торакальной хирургии, и (или) травматологии и ортопедии, и (или) хирургии, и (или) челюстно-лицевой хирургии) – не менее 2 на 1 обучающегося. |
| Модуль 3. Сестринское дело в первичной доврачебной медико-санитарной помощи | |
Темы, предусматривающие практическую подготовку | 1. Осуществление медицинской деятельности, предусматривающей:1) организацию и выполнение работ (услуг) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (наличие соответствующей лицензии) по сестринскому делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии;2) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз (наличие соответствующей лицензии) по экспертизе качества медицинской помощи;3) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских осмотров (наличие соответствующей лицензии) по медицинским осмотрам профилактическим; 4) численность обслуживаемого (прикрепленного) населения – не менее 850 человек на 1 обучающегося. 2. Осуществление медицинской деятельности, предусматривающей: 1) организацию и выполнение работ (услуг) при оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара (наличие соответствующей лицензии) по сестринскому делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии; 2) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз (наличие соответствующей лицензии) по экспертизе качества медицинской помощи;3) количество коек для оказания специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара – не менее 2 на 1 обучающегося. |
| Модуль 5. Практика | |
5.1. Сестринская деятельность при оказании медицинской помощи в стационарных условиях | Осуществление медицинской деятельности, предусматривающей:1) организацию и выполнение работ (услуг) при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (наличие соответствующей лицензии) по: сестринскому делу, анестезиологии и реаниматологии, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии;2) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз (наличие соответствующей лицензии) по экспертизе качества медицинской помощи;3) количество коек для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях терапевтического профиля (суммарно по одному или нескольким профилям по: гастроэнтерологии, и (или) гематологии, и (или) гериатрии, и (или) дерматовенерологии, и (или) инфекционным болезням, и (или) кардиологии, и (или) неврологии, и (или) нефрологии, и (или) онкологии, и (или) пульмонологии, и (или) ревматологии, и (или) терапии, и (или) фтизиатрии, и (или) эндокринологии) – не менее 2 на 1 обучающегося,4) количество коек для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях хирургического профиля (суммарно по одному или нескольким профилям по: акушерству и гинекологии, и (или) нейрохирургии, и (или) оториноларингологии, и (или) офтальмологии, и (или) пластической хирургии, и (или) сердечно-сосудистой хирургии, и (или) торакальной хирургии, и (или) травматологии и ортопедии, и (или) хирургии, и (или) челюстно-лицевой хирургии) – не менее 2 на 1 обучающегося. |
5.2. Сестринская деятельность при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях | Осуществление медицинской деятельности, предусматривающей:1) организацию и выполнение работ (услуг) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (наличие соответствующей лицензии) по сестринскому делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии;2) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз (наличие соответствующей лицензии) по экспертизе качества медицинской помощи;3) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских осмотров (наличие соответствующей лицензии) по медицинским осмотрам профилактическим; 4) численность обслуживаемого (прикрепленного) населения – не менее 850 человек на 1 обучающегося. |
5.3. Сестринская деятельность при оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара | Осуществление медицинской деятельности, предусматривающей: 1) организацию и выполнение работ (услуг) при оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара (наличие соответствующей лицензии) по сестринскому делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии; 2) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз (наличие соответствующей лицензии) по экспертизе качества медицинской помощи;3) количество коек для оказания специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара – не менее 2 на 1 обучающегося. |
9.3. Требования к использованию ЭО и ДОТ, учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы
По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, занятия лекционного типа при реализации образовательной программы могут проводиться с использованием ЭО и ДОТ полностью или частично.
Использование ЭО и ДОТ при реализации занятий семинарского типа, проведении практик, промежуточных и итоговой аттестаций не допускается.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», как на территории организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и вне ее.
Перечень учебных изданий, в том числе электронных, иных информационных материалов, необходимых для освоения образовательной программы, определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
- Требования к финансовым условиям
реализации образовательной программы
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже определенного в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 273-ФЗ.
[1]Пункт 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2025 г. № 266 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2025 г., регистрационный № 81928), действует до 1 сентября 2031 года. Далее – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
[2] Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный № 34779) с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. № 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный № 46168).
[3] Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н
«Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 мая 2013 г., регистрационный № 28534).
[4] Далее – ЭО и ДОТ.
[5] Пункт 22 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ); пункт 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
[6] Семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия.
[7] Пункты 11 и 15 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
[8] Пункт 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
[9] Пункт 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
[10] Пункт 1 части 10 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ.
[11] Пункт 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
[12] Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 марта 2010 г., регистрационный № 18638.
[13] Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2011 г., регистрационный № 20237, с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 января 2023 г. № 39н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
27 февраля 2023 г., регистрационный № 72453).
[14] Часть 4 статьи 82 Федерального закона № 273-ФЗ.