Типовая дополнительная профессиональная программа
профессиональной переподготовки по специальности «Сестринское дело»

  1. Цель реализации образовательной программы[1]

Цель дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки специалистов со средним медицинским образованием – получение компетенций, необходимых для приобретения квалификации и осуществления профессиональной деятельности по специальности «Сестринское дело» (область профессиональной деятельности[2] – 02 Здравоохранение, уровень квалификации[3] – 5 уровень).

  1. Планируемые результаты освоения образовательной программы

В результате освоения образовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает формирование у обучающегося (слушателя) профессиональных компетенций1 в соответствии с таблицей 1 и рабочими программами модулей (таблица 3).

  1. Форма обучения: очная, с возможностью частичного использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий[4].
  1. Трудоёмкость обучения (срок освоения образовательной программы): 504 академических часа.

Таблица 1

Коды и наименования компетенций

Коды и наименования результатов обучения, соответствующих индикаторам достижения компетенций

Знания

Умения

Опыт деятельности

ПК-1. Способен оказывать медицинскую помощь по профилю «сестринское дело», осуществлять сестринский уход и наблюдение за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях

1.з1. Нормативные правовые акты, регламентирующие оказание медицинской помощи населению, включая порядки оказания медицинской помощи по профилю «сестринское дело».

1.з2. Клинические рекомендации при оказании медицинской помощи.

1.з3. Основы теории и практики сестринского дела, методы определения функциональной активности и самостоятельности пациента в самообслуживании, передвижении, общении, определения потребности в посторонней помощи и сестринском уходе.

1.з4. Технологии выполнения медицинских услуг, манипуляций и процедур сестринского ухода, особенности сестринского ухода с учетом заболевания (состояния), возрастных, культурных и этнических особенностей пациента.

1.з5. Факторы риска падений, развития пролежней и контактного дерматита у пациентов, современные технологии медицинских услуг по гигиеническому уходу, позиционированию и перемещению в кровати пациентов, частично или полностью утративших способность к общению, передвижению и самообслуживанию.

1.з6. Анатомо-физиологические особенности и показатели жизнедеятельности человека в разные возрастные периоды, правила их измерения и интерпретации полученных данных.

1.з7. Особенности и принципы лечебного питания пациентов в медицинской организации в зависимости от возраста и заболевания.

1.з8. Основы клинической фармакологии, виды лекарственных форм, способы и правила введения лекарственных препаратов, инфузионных сред, побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии, меры профилактики и оказания медицинской помощи в неотложной форме.

1.з9. Правила и порядок подготовки пациента к медицинским вмешательствам.

1.з10. Медицинские изделия (медицинские инструменты, расходные материалы, медицинское оборудование), применяемые для проведения лечебных и (или) диагностических процедур, оперативных вмешательств.

1.з11. Требования к условиям забора, хранения и транспортировки биологического материала пациента.

1.з12. Порядок и правила учета, хранения и применения лекарственных препаратов, этилового спирта, спиртсодержащих препаратов, инфузионных сред, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания.

1.з13. Правила ассистирования врачу, фельдшеру при выполнении лечебных или диагностических процедур.

1.з14. Правила десмургии и транспортной иммобилизации.

1.з15. Клинические признаки внезапных острых заболеваний, состояний, обострений хронических заболеваний, отравлений, травм без явных признаков угрозы жизни пациента, показания к оказанию медицинской помощи в неотложной форме.

1.з16. Правила оказания медицинской помощи в неотложной форме.

1.з17. Основы медицинской реабилитации.

1.з18. Порядок оказания паллиативной медицинской помощи, методы, приемы и средства оценки интенсивности и контроля боли у пациентов.

1.з19. Процесс и стадии умирания человека, клинические признаки, основные симптомы в терминальной стадии заболевания, особенности сестринского ухода.

1.з20. Признаки биологической смерти человека и процедуры, связанные с подготовкой тела умершего пациента к транспортировке.

1.з21. Психология общения с пациентом, находящимся в терминальной стадии болезни, способы оказания психологической поддержки родственникам (законным представителям).

1.у1. Оценка функциональной активности и самостоятельности пациента в самообслуживании, передвижении, общении; выявление потребности в посторонней помощи и сестринском уходе.

1.у2. Выполнение медицинских манипуляций при оказании медицинской помощи пациенту: кормление тяжелобольного пациента через рот и (или) назогастральный зонд, через гастростому; установка назогастрального зонда и уход за ним; введение питательных смесей через рот (в том числе сипинг);  хранение питательных смесей; зондирование желудка, промывание желудка; постановка горчичников, банок, пиявок; применение грелки, пузыря со льдом; наложение компресса; отсасывание слизи из ротоглотки, из верхних дыхательных путей, из носа; осуществление ухода за носовыми канюлями и катетером; оказание пособия при трахеостоме, при фарингостоме; оказание пособия при оростомах, эзофагостомах, гастростомах, илеостоме; осуществление ухода за интестинальным зондом; оказание пособия при стомах толстой кишки, введение бария через колостому; осуществление ухода за дренажом; оказание пособия при дефекации тяжелобольного пациента; постановка очистительной клизмы; постановка газоотводной трубки; удаление копролитов; оказание пособия при недержании кала; постановка сифонной клизмы; оказание пособия при мочеиспускании тяжелобольного пациента; осуществление ухода за мочевым катетером; осуществление ухода за нефростомой, цистостомой, уростомой; оказание пособия при недержании мочи; катетеризация мочевого пузыря; оказание пособия при парентеральном введении лекарственных препаратов; введение лекарственных препаратов внутрикожно, внутримышечно, внутривенно, в очаг поражения кожи; катетеризация периферических вен, в том числе кубитальной; непрерывное внутривенное введение лекарственных препаратов; внутрипросветное введение в центральный венозный катетер лекарственных препаратов; осуществление ухода за сосудистым катетером.

1.у3. Выявление факторов риска падений, развития пролежней, осуществление профилактики пролежней, контактного дерматита, включая позиционирование и перемещение в постели.

1.у4. Передвижение и транспортировка пациента с частичной или полной утратой способности самообслуживания, передвижения и общения.

1.у5. Проведение опроса пациента и его родственников (законных представителей), лиц, осуществляющих уход.

1.у6. Измерение и интерпретация показателей жизнедеятельности пациента в динамике.

1.у7. Осуществление раздачи и применения лекарственных препаратов пациенту по назначению лечащего врача, разъяснение правил приема лекарственных препаратов, пределов назначенного лечащим врачом режима двигательной активности и контролирование выполнения назначений врача.

1.у8. Определение и интерпретация реакции пациента на прием назначенных лекарственных препаратов и процедуры ухода.

1.у9. Консультирование и обучение пациентов и их родственников (законных представителей), а также лиц, осуществляющих уход, по вопросам ухода и самоухода.

1.у10. Подготовка пациента к лечебным и (или) диагностическим вмешательствам по назначению лечащего врача.

1.у11. Сбор, подготовка и размещение наборов инструментов, расходных материалов, лекарственных препаратов для выполнения лечебных и (или) диагностических вмешательств по назначению лечащего врача.

1.у12. Взятие биологического материала пациента для лабораторных исследований по назначению лечащего врача.

1.у13. Осуществление хранения, учета и применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, в том числе наркотических средств, психотропных веществ и сильнодействующих лекарственных препаратов.

1.у14. Ассистирование врачу, фельдшеру при выполнении лечебных и (или) диагностических вмешательств.

1.у15. Динамическое наблюдение за состоянием и самочувствием пациента во время лечебных и (или) диагностических вмешательств.

1.у16. Проведение транспортной иммобилизации, накладывание повязки по назначению врача или совместно с врачом.

1.у17. Оказание медицинской помощи в неотложной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, отравлениях, травмах.

1.у18. Получение и передача информации по вопросам оказания медицинской помощи, в том числе при взаимодействии с пациентами, имеющими нарушения зрения, слуха, поведения.

1.у19. Участие в проведении мероприятий медицинской реабилитации.

1.у20. Проведение оценки интенсивности и характера болевого синдрома с использованием шкал оценки боли.

1.у21. Выявление клинических признаков и симптомов терминальных состояний болезни, выполнение процедуры сестринского ухода за пациентом при терминальных состояниях болезни.

1.у22. Оказание психологической поддержки пациенту в терминальной стадии болезни и его родственникам (законным представителям).

1.о1. Оказание медицинской помощи по профилю «сестринское дело», осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях в амбулаторных условиях.

1.о2. Оказание медицинской помощи по профилю «сестринское дело», осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях в условиях дневного стационара.

1.о3. Оказание медицинской помощи по профилю «сестринское дело», осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях в стационарных условиях.

ПК-2. Способен при оказании медицинской помощи по профилю «сестринское дело» проводить мероприятия по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи

2.з1. Нормативное правовое регулирование, подходы и методы многоуровневой профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.

2.з2. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала).

2.з3. Меры индивидуальной защиты медицинского персонала и пациентов при выполнении медицинских вмешательств.

2.з4. Основы асептики и антисептики, принципы индивидуальной изоляции при выполнении медицинских вмешательств.

2.з5. Санитарные правила обращения с медицинскими отходами.

2.з6. Профилактические мероприятия при возникновении аварийных ситуаций с риском инфицирования медицинских работников (экстренная профилактика).

2.з7. Особенности возбудителей инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (устойчивость к физическим и химическим дезинфицирующим агентам и длительность выживания на объектах внешней среды, вид и форма существования, пути и факторы передачи).

2.з8. Виды, цели и задачи дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации медицинских изделий.

2.з9. Методы, приемы и средства ручной и механизированной предстерилизационной очистки медицинских изделий.

2.з10. Виды и правила сортировки и упаковки медицинских изделий для стерилизации, особенности стерилизуемых медицинских изделий и стерилизующих средств.

2.з11. Технологии стерилизации медицинских изделий.

2.з12. Методы контроля качества дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации медицинских изделий.

2.з13. Порядок и правила хранения стерильных медицинских изделий, правила их выдачи.

2.з14. Правила и порядок эксплуатации оборудования для проведения дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации медицинских изделий.

2.з15. Профессиональные риски, вредные и опасные производственные факторы по профилю отделения (подразделения) медицинской организации, требования охраны труда, пожарной безопасности.

2.у1. Организация рабочего места и безопасной среды для проведения работ по стерилизации медицинских изделий.

2.у2. Применение средств индивидуальной защиты.

2.у3. Участие в обеспечении мер асептики и антисептики, принципов индивидуальной изоляции при выполнении медицинских вмешательств.

2.у4. Сбор, обеззараживание и осуществление временного хранения медицинских отходов в местах их образования.

2.у5. Безопасное обращение с острыми (колющими и режущими) инструментами, биологическими материалами.

2.у6. Прием медицинских изделий в стерилизационном отделении (кабинете) для последующей дезинфекции, очистки и стерилизации.

2.у7. Дезинфекция и предстерилизационная очистка медицинских изделий ручным и механизированным способом.

2.у8. Контроль качества предстерилизационной очистки медицинских изделий.

2.у9. Сортировка и упаковка медицинских изделий в соответствии с видом стерилизации.

2.у10. Размещение индикаторов в стерилизаторах в соответствии с инструкцией по применению.

2.у11. Стерилизация медицинских изделий, контроль режимов стерилизации.

2.у12. Обеспечение хранения и выдачи стерильных медицинских изделий.

2.у13. Безопасная эксплуатация оборудования при работе в помещениях с асептическим режимом, в том числе стерилизационном отделении (кабинете).

2.о1. Осуществление дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации в условиях стерилизационного отделения (кабинета).

2.о2. Выполнение мероприятий по обеспечению профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи при работе с пациентами.

2.о3. Проведение экстренных профилактических мероприятий при возникновении аварийных ситуаций с риском инфицирования медицинских работников и пациентов.

ПК-3. Способен при оказании медицинской помощи по профилю «сестринское дело» проводить мероприятия по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни

3.з1. Нормативное правовое регулирование первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.

3.з2. Информационные технологии, организационные формы, методы и средства санитарного просвещения населения.

3.з3. Правила проведения индивидуального и группового профилактического консультирования, современные научно обоснованные рекомендации по вопросам личной гигиены, рационального питания, планирования семьи, здорового образа жизни, факторов риска для здоровья и заболеваний, обусловленных образом жизни человека.

3.з4. Принципы здорового образа жизни, основы сохранения и укрепления здоровья; факторы, способствующие сохранению здоровья; формы и методы работы по формированию здорового образа жизни.

3.з5. Программы здорового образа жизни, в том числе программы, направленные на снижение веса, снижение потребления алкоголя и табака, предупреждение и борьбу с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ.

3.з6. Виды медицинских осмотров с учетом возраста, состояния здоровья, профессии.

3.з7. Правила и порядок проведения профилактического медицинского осмотра.

3.з8. Порядок проведения диспансеризации населения, порядок доврачебного осмотра и обследования населения по скрининг-программе диспансеризации.

3.з9. Методы профилактики неинфекционных заболеваний, факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний.

3.з10. Порядок проведения диспансерного наблюдения пациентов с хроническими заболеваниями.

3.з11. Порядок и правила проведения вакцинации в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, течение вакцинального процесса, возможные реакции, осложнения и меры их профилактики.

3.з12. Методы оценки санитарно-эпидемиологической обстановки прикрепленного участка, зависимость распространения инфекционных болезней от природных факторов, факторов окружающей среды, в том числе социальных.

3.з13. Меры профилактики инфекционных заболеваний.

3.з14. Порядок проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очага инфекции, в том числе карантинных мероприятий при выявлении особо опасных (карантинных) инфекционных заболеваний.

3.з15. Санитарные правила и нормы, порядок проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекционного заболевания.

3.у1. Составление списков граждан и плана проведения диспансеризации населения с учетом возрастной категории и проводимых обследований.

3.у2. Проведение разъяснительных бесед на уровне семьи, организованного коллектива о целях и задачах профилактического медицинского осмотра, порядке прохождения диспансеризации и ее объеме, в том числе беседы с несовершеннолетними в образовательных организациях.

3.у3. Проведение индивидуального и (или) группового профилактического консультирования населения о факторах, способствующих сохранению здоровья, факторах риска для здоровья и мерах профилактики предотвратимых болезней.

3.у4. Формирование общественного мнения в пользу здорового образа жизни и мотивирование пациентов на ведение здорового образа жизни.

3.у5. Информирование населения о программах снижения веса, потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ.

3.у6. Участие в проведении медицинских осмотров.

3.у7. Проведение доврачебного профилактического осмотра с целью выявления факторов риска развития заболеваний.

3.у8. Участие в организации и проведении диспансеризации населения.

3.у9. Участие в диспансерном наблюдении пациентов с хроническими заболеваниями с учетом возраста, состояния здоровья, профессии.

3.у10. Проведение вакцинации населения.

3.у11. Проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий при выявлении пациентов с инфекционными и паразитарными болезнями и лиц с подозрением на инфекционные болезни, а также носителей возбудителей инфекционных болезней.

3.у12. Участие в организации и осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) и ограничительных (карантинных) мероприятий при выявлении инфекционных заболеваний.

3.у13. Динамическое наблюдение за лицами, контактными с пациентами, заболевшими инфекционным заболеванием.

3.о1. Проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению населения, пропаганде здорового образа жизни, участие в реализации программ здорового образа жизни.

3.о2. Выполнение работ по проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации населения, диспансерному наблюдению пациентов при хронических заболеваниях и (или) состояниях.

3.о3. Проведение иммунопрофилактики инфекционных заболеваний, санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, а также выполнение мероприятий при регистрации инфекционных заболеваний.

ПК-4. Способен при оказании медицинской помощи по профилю «сестринское дело» осуществлять клиническое использование крови и (или) ее компонентов

4.з1. Правила надлежащего хранения реагентов для проведения проб на индивидуальную совместимость перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении).

4.з2. Требования визуального контроля безопасности донорской крови и (или) ее компонентов.

4.з3. Правила хранения и транспортировки донорской крови и (или) ее компонентов.

4.з4. Правила учета донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении).

4.з5. Порядок проведения идентификационного контроля пациента (реципиента) и донорской крови и (или) ее компонентов перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов (анализ медицинской документации, опрос пациента/реципиента).

4.з6. Требования к взятию и маркировке проб крови пациента (реципиента), которому планируется трансфузия (переливание), с целью осуществления подбора пары «донор-реципиент».

4.з7. Методика проведения биологической пробы при трансфузии (переливании) донорской крови и (или) ее компонентов.

4.з8. Правила маркировки донорской крови и (или) ее компонентов.

4.з9. Порядок проведения предтрансфузионного определения совместимости образцов эритроцитсодержащего компонента крови и образца крови пациента (реципиента) в отделении (подразделении).

4.з10. Требования к предтрансфузионной подготовке пациента (реципиента) в соответствии с назначениями врача.

4.з11. Порядок проведения трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов (контроль результатов биологической пробы, состояния реципиента во время и после трансфузии (переливания).

4.з12. Правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю «Трансфузиология», в том числе в электронном виде.

4.з13. Основы иммуногематологии, понятие о системах групп крови, резус-принадлежности.

4.з14. Методы определения групповой и резус-принадлежности крови.

4.з15. Методы определения совместимости крови донора и пациента (реципиента).

4.з16. Медицинские показания к трансфузии (переливанию) донорской крови и (или) ее компонентов.

4.з17. Медицинские противопоказания к трансфузии (переливанию) донорской крови и ее компонентов.

4.з18. Симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате трансфузии (переливании) донорской крови и (или) ее компонентов.

4.з19. Порядок оказания медицинской помощи пациенту при возникновении посттрансфузионной реакции или осложнения.

4.з20. Порядок проведения расследования посттрансфузионной реакции или осложнения.

4.у1. Обеспечение хранения и своевременного обновления реагентов для проведения проб на индивидуальную совместимость перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении).

4.у2. Визуальный контроль донорской крови и (или) ее компонентов на соответствие требованиям безопасности.

4.у3. Обеспечение хранения и транспортировки донорской крови и (или) ее компонентов.

4.у4. Учет донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении).

4.у5. Идентификационный контроль пациента (реципиента) и донорской крови и (или) ее компонентов перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов (анализ медицинской документации, опрос пациента/реципиента).

4.у6. Взятие и маркировка проб крови пациента (реципиента), которому планируется трансфузия (переливание), с целью осуществления подбора пары «донор-реципиент».

4.у7. Анализ информации, содержащейся на этикетке контейнера с компонентом крови (наименование, дата и организация заготовки, срок годности, условия хранения, данные о групповой и резус-принадлежности).

4.у8. Организация рабочего пространства для проведения предтрансфузионного определения совместимости образцов эритроцитсодержащего компонента крови и образца крови пациента (реципиента) в отделении (подразделении).

4.у9. Проведение предтрансфузионной подготовки компонента донорской крови (размораживание, согревание, прикроватная лейкофильтрация) в отделении (подразделении) медицинской организации.

4.у10. Обеспечение венозного доступа у пациента (реципиента): выполнение венепункции, подключение контейнера с донорской кровью и (или) ее компонентом к периферическому или центральному венозному катетеру в случае его наличия.

4.у11. Проведение предтрансфузионной подготовки пациента (реципиента) в соответствии с назначениями врача: прекращение введения лекарственных препаратов на время трансфузии (переливания) (за исключением лекарственных препаратов, предназначенных для поддержания жизненно важных функций); осуществление назначенной премедикации с целью профилактики осложнений.

4.у12. Контроль за результатами биологической пробы, состоянием реципиента во время и после трансфузии (переливания).

4.у13. Обеспечение хранения образцов крови реципиента, использованных для проведения проб на индивидуальную совместимость, а также контейнеров с донорской кровью и (или) с ее компонентами после трансфузии (переливания).

4.у14. Взятие образцов крови пациента/реципиента до и после трансфузии (переливания).

4.о1. Осуществление подготовки пациента и донорской крови и (или) ее компонентов к трансфузии.

4.о2. Осуществление хранения и транспортировки донорской крови и (или) ее компонентов, ведение учета донорской крови и или ее компонентов в отделении (подразделении).

4.о3. Участие в трансфузии донорской крови и (или) ее компонентов.

ПК-5. Способен при оказании медицинской помощи по профилю «сестринское дело» вести медицинскую документацию, организовывать деятельность находящегося в распоряжении медицинского персонала

5.з1. Правила и порядок оформления медицинской документации в медицинских организациях, в том числе в форме электронного документа.

5.з2. Правила работы в медицинских информационных системах и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5.з3. Основы законодательства Российской Федерации о защите персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну.

5.з4. Требования к обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

5.з5. Должностные обязанности находящегося в распоряжении медицинского персонала.

5.з6. Требования пожарной безопасности, охраны труда, основы личной безопасности и конфликтологии, правила внутреннего трудового распорядка.

5.у1. Заполнение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа.

5.у2. Использование в работе медицинских информационных систем и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5.у3. Выполнение мероприятий по защите персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну, при использовании их в профессиональной деятельности.

5.у4. Контроль за исполнением должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом.

5.у5. Составление плана работы и отчета о своей работе.

5.у6. Проведение работы по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

5.у7. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, требований пожарной безопасности, охраны труда.

5.о1. Ведение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа в амбулаторных условиях и (или) условиях дневного стационара.

5.о2. Ведение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа в стационарных условиях.

5.о3. Организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала в амбулаторных условиях и (или) условиях дневного стационара.

5.о4. Организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала в стационарных условиях.

ПК-6. Способен оказывать медицинскую помощь в экстренной форме

6.з1. Принципы и методы оказания медицинской помощи в экстренной форме в соответствии с нормативными правовыми актами и клиническими рекомендациями.

6.з2. Клинические признаки состояний, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме.

6.з3. Факторы риска, представляющие непосредственную угрозу для собственной жизни и здоровья, жизни и здоровья пострадавшего (пострадавших) и окружающих лиц, методы устранения указанных факторов риска.

6.з4. Правила и порядок проведения первичного осмотра пациента (пострадавшего) при оказании медицинской помощи в экстренной форме при отсутствии сознания; остановке дыхания и (или) остановке кровообращения; нарушении проходимости дыхательных путей инородным телом и иных угрожающие жизни и здоровью нарушения дыхания; наружных кровотечениях; травмах, ранениях и поражениях, вызванных механическими, химическими, электрическими, термическими поражающими факторами, воздействием излучения; отравлениях; укусах или ужаливания ядовитых животных; судорожном приступе, сопровождающемся потерей сознания; острых психологических реакциях на стресс.

6.з5. Правила эффективной коммуникации с пациентами, окружающими людьми и медицинскими работниками при оказании медицинской помощи в экстренной форме.

6.з6. Алгоритм обращения в службы спасения, в том числе вызова бригады скорой помощи.

6.з7. Принципы действия приборов для наружной электроимпульсной терапии (дефибрилляции).

6.з8. Правила выполнения наружной электроимпульсной терапии (дефибрилляции) с использованием автоматического наружного дефибриллятора.

6.з9. Медицинские показания и медицинские противопоказания к проведению реанимационных мероприятий.

6.з10. Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации.

6.з11. Методы обеспечения проходимости дыхательных путей.

6.з12. Правила остановки наружных кровотечений.

6.з13. Правила наложения повязок при оказании медицинской помощи в экстренной форме.

6.з14. Способы охлаждения при травмах, воздействиях излучения, высоких температур, химических веществ, укусах или ужаливаниях ядовитых животных; проведения термоизоляции и согревания при воздействии низких температур.

6.з15. Методы иммобилизации с использованием табельных и подручных средств.

6.з16. Правила использования средств индивидуальной защиты при оказании медицинской помощи в экстренной форме.

6.з17. Правила и порядок проведения мониторинга состояния пациента при оказании медицинской помощи в экстренной форме, порядок передачи пациента бригаде скорой помощи.

6.у1. Диагностика состояний, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме.

6.у2. Определение факторов, представляющих непосредственную угрозу для собственной жизни и здоровья, жизни и здоровья пострадавшего (пострадавших) и окружающих лиц.

6.у3. Устранение факторов, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья пострадавшего (пострадавших), а также участников оказания медицинской помощи в экстренной форме и окружающих лиц, в том числе предотвращение дополнительного травмирования пострадавшего (пострадавших).

6.у4. Обеспечение собственной безопасности, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты.

6.у5. Вызов скорой медицинской помощи, перемещение, транспортировка пострадавшего, передача пострадавшего выездной бригаде скорой помощи.

6.у6. Оценка количества пострадавших.

6.у7. Устное информирование пострадавшего и окружающих лиц о готовности оказывать медицинскую помощь в экстренной форме, а также о начале проведения мероприятий по оказанию медицинской помощи в экстренной форме.

6.у8. Осуществление эффективной коммуникации с пациентом, окружающими людьми и медицинскими работниками, в том числе бригадой скорой медицинской помощи при оказании медицинской помощи в экстренной форме.

6.у9. Устранение воздействия повреждающих факторов на пострадавшего.

6.у10. Извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест.

6.у11. Перемещение пострадавшего в безопасное место.

6.у12. Обеспечение проходимости дыхательных путей при их закупорке инородным телом.

6.у13. Проведение первичного осмотра пациента при состояниях, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме.

6.у14. Осуществление мероприятий по временной остановке наружного кровотечения, в том числе прямым давлением на рану, наложением давящей повязки (в том числе с фиксацией инородного тела), наложением кровоостанавливающего жгута.

6.у15. Определение наличия признаков жизни у пострадавшего (наличие сознания, наличие дыхания с помощью слуха, зрения и осязания).

6.у16. Проведение сердечно-легочной реанимации и поддержание проходимости дыхательных путей.

6.у17. Использование автоматического наружного дефибриллятора;

6.у18. Наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки.

6.у19. Промывание желудка.

6.у20. Охлаждение при травмах, воздействиях излучения, высоких температур, химических веществ, укусах или ужаливаниях ядовитых животных.

6.у21. Проведение термоизоляции и согревания при воздействии низких температур.

6.у22. Проведение иммобилизации (обездвиживания) с использованием медицинских изделий или подручных средств; аутоиммобилизация или обездвиживание руками травмированных частей тела.

6.у23. Предотвращение дополнительного травмирования головы при судорожном приступе, сопровождающемся потерей сознания.

6.у24. Придание и поддержание оптимального положения тела пострадавшего в зависимости от его состояния.

6.у25. Осуществление контроля состояния пострадавшего (наличия сознания, дыхания, кровообращения и отсутствия наружного кровотечения), оказание пострадавшему психологической поддержки.

6.о1. Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни пациента (в том числе нарушение жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме.

6.о2. Проведение оценки обстановки и обеспечение безопасных условий для оказания медицинской помощи в экстренной форме.

6.о3. Оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека – кровообращения и (или) дыхания).

  1. Учебный план[5]

Таблица 2

№ п/п

Наименования модулей, тем, разделов практики

Количество часов (трудоемкость)

всего

в том числе по видам учебной деятельности

лекции

занятия семинарского типа[6]

практика

аттестация

всего

в том числе

практическая подготовка

возможно использование ЭО и ДОТ

1

Модуль 1. Общие вопросы профессиональной деятельности медицинской сестры (медицинского брата)

46

18

26

22

0

0

2

1.1

Нормативное правовое регулирование вопросов оказания медицинской помощи в рамках профессиональной деятельности медицинской сестры (медицинского брата)

4

4

0

0

0

0

0

1.2

Права и обязанности медицинской сестры (медицинского брата) и находящегося в распоряжении персонала

2

2

0

0

0

0

0

1.3

Основы ведения медицинской документации и электронного документооборота

6

2

4

4

0

0

0

1.4

Общение в профессиональной деятельности медицинской сестры (медицинского брата)

6

2

4

0

0

0

0

1.5

Обеспечение инфекционной безопасности в медицинской организации

18

6

12

12

0

0

0

1.6

Обращение с медицинскими отходами

8

2

6

6

0

0

0

1.7

Промежуточная аттестация по модулю 1

2

0

0

0

0

0

2

2

Модуль 2. Оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях

212

72

138

108

0

0

2

2.1

Общий уход за пациентами

24

6

18

12

0

0

0

2.2

Технологии выполнения медицинских услуг, манипуляций и процедур сестринского ухода

48

12

36

18

0

0

0

2.3

Подготовка пациента, медицинских инструментов и расходных материалов к лечебным и диагностическим вмешательствам

10

4

6

0

0

0

0

2.4

Обращение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания в медицинской организации

8

2

6

6

0

0

0

2.5

Клиническое использование крови и (или) ее компонентов

12

6

6

6

0

0

0

2.6

Медицинская реабилитация при заболеваниях и (или) состояниях

6

6

0

0

0

0

0

2.7

Особенности сестринского дела при работе с пациентами терапевтического профиля в условиях дневного стационара и стационарных условиях

36

12

24

24

0

0

0

2.8

Особенности сестринского дела при работе с пациентами хирургического профиля в условиях дневного стационара и стационарных условиях

30

12

18

18

0

0

0

2.9

Особенности сестринского дела в акушерстве и гинекологии в условиях дневного стационара и стационарных условиях

18

6

12

12

0

0

0

2.10

Особенности сестринского дела при инфекционных болезнях в условиях дневного стационара и стационарных условиях

18

6

12

12

0

0

0

2.11

Промежуточная аттестация по модулю 2

2

0

0

0

0

0

2

3

Модуль 3. Сестринское дело в первичной доврачебной медико-санитарной помощи

50

12

36

36

0

0

2

3.1

Особенности сестринского дела при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях

24

6

18

18

0

0

0

3.2

Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний

24

6

18

18

0

0

0

3.3

Промежуточная аттестация по модулю 3

2

0

0

0

0

0

2

4

Модуль 4. Оказание медицинской помощи в экстренной форме

44

6

36

0

0

0

2

4.1

Оказание медицинской помощи в экстренной форме

42

6

36

0

0

0

0

4.2

Промежуточная аттестация по модулю 4

2

0

0

0

0

0

2

5

Модуль 5. Практика

146

0

0

0

0

144

2

5.1

Сестринская деятельность при оказании медицинской помощи в стационарных условиях

90

0

0

0

0

90

0

5.2

Сестринская деятельность при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях

36

0

0

0

0

36

0

5.3

Сестринская деятельность при оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара

18

0

0

0

0

18

0

5.4

Промежуточная аттестация по модулю 5

2

0

0

0

0

0

2

6

Итоговая аттестация

6

0

0

0

0

0

6

Итого часов (трудоемкость)

504

108

236

166

0

144

16

  1. Календарный учебный график[7]

Календарный учебный график обеспечивает реализацию образовательной программы в соответствии с учебным планом и разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

  1. Рабочие программы модулей[8]

Таблица 3

№ п/п

Наименование модулей, тем, разделов практики

Содержание

Коды формируемых компетенций

1

Модуль 1. Общие вопросы профессиональной деятельности медицинской сестры (медицинского брата)

1.1

Нормативное правовое регулирование вопросов оказания медицинской помощи в рамках профессиональной деятельности медицинской сестры (медицинского брата)

Нормативные правовые акты, регламентирующие оказание медицинской помощи населению, в том числе по профилю «сестринское дело». Клинические рекомендации при оказании медицинской помощи. Основы экономики здравоохранения. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Профилактика коррупции в здравоохранении.

ПК-1

1.2

Права и обязанности медицинской сестры (медицинского брата) и находящегося в распоряжении персонала

Права медицинской сестры (медицинского брата). Должностные обязанности медицинской сестры (медицинского брата) и находящегося в распоряжении персонала. Организация и контроль выполнения должностных обязанностей медицинским персоналом, находящимся в распоряжении медицинской сестры (медицинского брата). Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в работе медицинской сестры (медицинского брата). Основные правила и требования к обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в работе медицинской сестры (медицинского брата). Планирование своей профессиональной деятельности, составление отчета о своей работе.

ПК-5

1.3

Основы ведения медицинской документации и электронного документооборота

Виды медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара и стационарных условиях. Унифицированные формы медицинской документации. Архивация документов. Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности. Основы электронного документооборота. Электронная подпись. Понятие о медицинских информационных системах и медицинских информационных автоматизированных системах: цели, задачи, функции, классификация и структура. Оформление учетно-отчетной, статистической и контролирующей документации в медицинской организации. Защита персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну.

ПК-5

1.4

Общение в профессиональной деятельности медицинской сестры (медицинского брата)

Этика и деонтология в профессиональной деятельности. Эффективные коммуникации в коллективе. Основы управления персоналом. Эффективные коммуникации с пациентами. Понятие «психологический климат». Общение как основной критерий создания благоприятного психологического климата в медицинской организации. Значимость и влияние благоприятного психологического микроклимата в улучшении состояния пациента. Физические и психологические характеристики пациентов разных возрастных групп, лиц с частичной или полной утратой способности к общению, передвижению, самообслуживанию. Психология общения с пациентом, находящимся в терминальной стадии болезни, способы оказания психологической поддержки родственникам (законным представителям).

ПК-1, ПК-5

1.5

Обеспечение инфекционной безопасности в медицинской организации

Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи: понятие, структура, масштаб проблемы, особенности возбудителей, выявление и регистрация, основные принципы эпидемиологического расследования. Подходы и методы многоуровневой профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи у медицинского персонала. Основы асептики и антисептики. Уровни деконтаминации рук медицинского персонала. Дезинфекция. Предстерилизационная очистка и стерилизация изделий медицинского назначения. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Классы чистоты помещений, виды уборок.

ПК-2

1.6

Обращение с медицинскими отходами

Понятие «медицинские отходы», классификация медицинских отходов, характеристика морфологического состава, класс эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности. Санитарные правила обращения с медицинскими отходами. Организация системы сбора и утилизации отходов в учреждении здравоохранения. Тара для сбора отходов. Правила сбора, накопления, временного хранения, обеззараживания, удаления медицинских отходов, кратность их вывоза.

ПК-2

1.7

Промежуточная аттестация по модулю 1

Контроль результатов обучения в рамках освоения тем 1.1-1.6

ПК-1, ПК-2, ПК-5

2

Модуль 2. Оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях

2.1

Общий уход за пациентами

Основы теории и практики сестринского дела. Методы определения функциональной активности и самостоятельности пациента в самообслуживании, передвижении, общении, определения потребности в посторонней помощи и сестринском уходе. Эргономика в сестринской практике. Личная гигиена тяжелобольного пациента. Организация питания пациентов в медицинской организации. Объективное сестринское обследование пациента: антропометрия, оценка сознания, положения в постели, двигательной активности, артериального давления, пульса, частоты дыхательных движений, температуры тела. Правила измерения и интерпретация данных обследования пациентов. Понятие «боль». Виды боли. Оценка интенсивности и характера болевого синдрома с использованием шкал оценки боли. Сестринский уход за умирающим пациентом. Процесс и стадии умирания человека, клинические признаки, основные симптомы в терминальной стадии заболевания, особенности сестринского ухода.

ПК-1

2.2

Технологии выполнения медицинских услуг, манипуляций и процедур сестринского ухода

Технологии выполнения медицинских услуг, манипуляций и процедур сестринского ухода, особенности сестринского ухода с учетом заболевания, возрастных, культурных и этнических особенностей пациента.

Правила выполнения медицинских манипуляций при оказании медицинской помощи пациенту.

ПК-1

2.3

Подготовка пациента, медицинских инструментов и расходных материалов к лечебным и диагностическим вмешательствам

Правила и порядок подготовки пациента к медицинским вмешательствам. Медицинские изделия (медицинские инструменты, расходные материалы, медицинское оборудование), применяемые для проведения лечебных и (или) диагностических процедур, оперативных вмешательств. Требования к условиям забора, хранения и транспортировки биологического материала пациента. Участие медицинской сестры в подготовке пациента к исследованиям, в том числе обучение пациента. Проведение динамического наблюдения за состоянием и самочувствием пациента во время лечебных и (или) диагностических вмешательств.

ПК-1

2.4

Обращение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания в медицинской организации

Основы клинической фармакологии, виды лекарственных форм, способы и правила введения лекарственных препаратов, инфузионных сред, побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии, меры профилактики и оказания медицинской помощи. Порядок и правила учета, хранения и применения лекарственных препаратов, этилового спирта, спиртсодержащих препаратов, инфузионных сред, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания. Требования к маркировке лекарственных средств. Правила оформления сестринской документации по учёту, хранению и применению лекарственных средств. Порядок утилизации неиспользованных или испорченных лекарственных препаратов.

ПК-1

2.5

Клиническое использование крови и (или) ее компонентов

Основные компоненты крови и их функции. Понятие о группах крови, антигенах системы Rh (C, E, c, e) и Kell (K). Методы определения группы крови. Показания к трансфузиям. Подготовка к трансфузии. Оценка состояния пациента. Проверка совместимости и документов. Подготовка оборудования и растворов. Процедура проведения трансфузии. Мониторинг пациента во время процедуры. Время и скорость введения. Возможные осложнения и их профилактика. Реакции на трансфузию. Инфекционные риски. Действия при осложнениях. Уход за пациентом после трансфузии. Наблюдение и контроль состояния. Документирование процедуры. Правила хранения и учета крови и ее компонентов.

ПК-4

2.6

Медицинская реабилитация при заболеваниях и (или) состояниях

Понятие медицинской реабилитации. Виды реабилитации. Реабилитационные программы. Характеристика методов немедикаментозной реабилитации. Показания, противопоказания, возможные осложнения. Сестринская деятельность в осуществлении реабилитационных программ.

ПК-1

2.7

Особенности сестринского дела при работе с пациентами терапевтического профиля в условиях дневного стационара и стационарных условиях

Сестринский уход за пациентами при заболеваниях органов дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, кожи, при заболеваниях крови и органов кроветворения, глаз и придаточного аппарата, нервной системы, сестринский уход за пациентами с психическими заболеваниями: этиология заболеваний и способствующие факторы, клинические проявления, проблемы пациента, возможные осложнения. Методы диагностики, правила и порядок подготовки пациента к диагностическим процедурам. Особенности сестринского ухода за пациентами. Особенности лечебного питания. Клинические признаки внезапных обострений хронических заболеваний, правила оказания неотложной помощи. Медицинская реабилитация.

ПК-1

2.8

Особенности сестринского дела при работе с пациентами хирургического профиля в условиях дневного стационара и стационарных условиях

Особенности работы медицинской сестры хирургического профиля. Правила ассистирования врачу, фельдшеру. Виды обезболивания. Общее обезболивание и местная анестезия. Хирургическая операция. Периоперационный период. Особенности предоперационной подготовки пациентов к различным операциям. Послеоперационный период. Фазы течения раневого процесса. Местная хирургическая патология. Раны. Виды заживления послеоперационных ран. Хирургические швы, накладываемые на рану. Сестринский уход за пациентами с гнойными ранами. Туалет ран. Дренирование, способы дренирования, возможные осложнения. Десмургия. Хирургический инструментарий. Сосудистые патологии в хирургии. Воспалительные заболевания органов брюшной полости. Невоспалительные заболевания органов брюшной полости.

ПК-1

2.9

Особенности сестринского дела в акушерстве и гинекологии в условиях дневного стационара и стационарных условиях

Сестринский уход при физиологической и патологической беременности. Подготовка пациентки к физиологическим родам. Сестринский уход при заболеваниях органов женской репродуктивной системы.

ПК-1

2.10

Особенности сестринского дела при инфекционных болезнях в условиях дневного стационара и стационарных условиях

Понятие об инфекционном процессе и инфекционной болезни. Эпидемический процесс и его звенья. Общая характеристика инфекционных болезней (классификация, клинические формы). Клинико-патогенетическая характеристика периодов инфекционного процесса. Диагностика инфекционных заболеваний. Принципы, методы и организация лечения инфекционных больных. Особенности сестринского ухода при инфекционных заболеваниях.

ПК-1

2.11

Промежуточная аттестация по модулю 2

Контроль результатов обучения в рамках освоения тем 2.1-2.10

ПК-1, ПК-4

3

Модуль 3. Сестринское дело в первичной доврачебной медико-санитарной помощи

3.1

Особенности сестринского дела при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях

Классификация и структура медицинских организаций, оказывающих первичную доврачебную медико-санитарную помощь. Организация оказания медицинской помощи по территориально-участковому принципу. Правила организации деятельности поликлиники. Понятие о мобильной медицинской бригаде, центре (отделении) общей врачебной практики (семейной медицины), фельдшерском здравпункте медицинской организации, фельдшерско-акушерском пункте, врачебной амбулатории, кабинете врача общей практики (семейного врача). Функции медицинской сестры при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи.

ПК-1

3.2

Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний

Определение понятия «здоровье». Факторы, влияющие на формирование здоровья и принципы здорового образа жизни. Основные факторы риска возникновения заболеваний (биологические, социальные, экологические). Санитарно-гигиеническое просвещение населения. Участие медицинской сестры в реализации программ здорового образа жизни, работе школ здоровья. Методы профилактики неинфекционных заболеваний. Виды медицинских осмотров, правила и порядок их проведения.  Диспансеризация населения и диспансерное наблюдение. Профилактика инфекционных заболеваний. Иммунопрофилактика.

ПК-3

3.3

Промежуточная аттестация по модулю 3

Контроль результатов обучения в рамках освоения тем 3.1-3.2

ПК-1, ПК-3

4

Модуль 4. Оказание медицинской помощи в экстренной форме

4.1

Оказание медицинской помощи в экстренной форме

Нормативно-правовое регулирование оказания медицинской помощи в экстренной форме. Диагностика состояний, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме. Коммуникация со службами, пациентом и окружающими. Транспортировка и иммобилизация пациента. Сердечно-легочная реанимация. Остановка наружных кровотечений. Обеспечение проходимости дыхательных путей. Промывание желудка. Применение согревания и охлаждения. Проведение термоизоляции и согревания при воздействии низких температур.

ПК-6

4.2

Промежуточная аттестация по модулю 4

Контроль результатов обучения в рамках освоения темы 4.1

ПК-6

5

Модуль 5. Практика

5.1

Сестринская деятельность при оказании медицинской помощи в стационарных условиях

Участие в сестринской деятельности в стационарных условиях при оказании медицинской помощи пациентам терапевтического профиля, хирургического профиля, по акушерству и гинекологии, инфекционным болезням: осуществлении сестринского ухода, выполнении медицинских манипуляций и процедур, клиническом использовании крови и её компонентов, реабилитации пациентов, применении по назначению врача лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, обеспечении санитарно-противоэпидемического режима, обращении медицинских отходов, ведении медицинской документации, в том числе с использованием медицинских информационных систем.

ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5

5.2

Сестринская деятельность при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях

Участие в сестринской деятельности в амбулаторных условиях: проведении профилактических осмотров и диспансеризации с целью выявления факторов риска развития заболевания, составлении плана диспансерного наблюдения за пациентом при заболеваниях (состояниях), при наличии которых устанавливается группа диспансерного наблюдения в условиях поликлиники или диспансера, организации работы школ здоровья по вопросам профилактики заболеваний (сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, ожирение, гипертоническая болезнь), организации и проведении противоэпидемических мероприятий, проведении иммунопрофилактики.

ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5

5.3

Сестринская деятельность при оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара

Участие в сестринской деятельности в условиях дневного стационара: осуществлении сестринского ухода, выполнении медицинских манипуляций и процедур, реабилитации пациентов, применении по назначению врача лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, обеспечении санитарно-противоэпидемического режима, обращении медицинских отходов, ведении медицинской документации, в том числе с использованием медицинских информационных систем.

ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5

5.4

Промежуточная аттестация по модулю 5

Контроль результатов обучения в рамках разделов практики 5.1-5.3

ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5

  1. Формы аттестации[9]

 

8.1. Порядок проведения аттестации

 

Промежуточная аттестация проводится по окончании освоения каждого модуля образовательной программы. Форма промежуточной аттестации по каждому модулю определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Промежуточная аттестация по модулям 1-3 должна включать в себя решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях в соответствии с содержанием модулей и планируемыми результатами обучения.

Промежуточная аттестация по модулю 4 должна включать в себя решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных условиях в соответствии с содержанием модулей и планируемыми результатами обучения.

Промежуточная аттестация по модулю 5 должна включать в себя оценку отчета о прохождении практики, содержащего перечень примененных умений в ходе участия в оказании медицинской помощи с указанием количества случаев применения каждого умения, выполнения манипуляции.

Критерии успешного прохождения промежуточной аттестации устанавливаются организаций, осуществляющей образовательную деятельность.

Итоговая аттестация проводится в форме экзамена, который включает в себя решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях. Итоговая аттестация проводится для оценки степени достижения обучающимися запланированных результатов обучения по образовательной программе и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку обучающегося. Обучающийся допускается к итоговой аттестации при успешном прохождении промежуточных аттестаций, предусмотренных образовательной программой.

Обучающийся, освоивший образовательную программу и успешно прошедший итоговую аттестацию, получает документ о квалификации – диплом о профессиональной переподготовке[10].

 

8.2. Оценочные материалы

 

Оценочные материалы образовательной программы формируются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для проведения текущего контроля, промежуточных аттестаций, итоговой аттестации в соответствии с содержанием модулей и планируемыми результатами обучения. Каждое задание оценочных материалов должно быть соотнесено с результатами обучения, для оценки которых оно предназначено.

Пример тестового задания

Инструкция: Выберите один правильный ответ

Вопрос (задание)

Варианты ответов

Правильный ответ

Коды результатов обучения

При внутримышечной инъекции взрослому пациенту игла вводится на глубину:

А) 2-3 мм

Б) 10-15 мм

В) 30-40 мм

Г) глубина введения иглы не имеет значения

В

1.з4

Пример ситуационной задачи

Инструкция: ознакомьтесь с условием задачи. На основании полученной информации дайте развернутые ответы на вопросы, приведенные ниже.

Условия

Пациент 32 лет разбил зеркало и травмировал нижнюю треть правого предплечья. Медицинской сестре необходимо остановить кровотечение у пациента.

Жалобы: боль и кровотечение из раны, сильная слабость, головокружение.

Объективный статус: в области нижней трети правого предплечья резанная рана размером 1 х 3 см. Кровь вытекает из раны тонкой струёй с пульсацией, по цвету – ярко-алая. Пациент в сознании, но отвечает на вопросы спутанно.

Задания

  1. Назовите вид кровотечения.
  2. Перечислите действия медицинской сестры на доврачебном этапе при данном кровотечении.

Эталоны ответов

  1. Вид кровотечения – артериальное.
  2. Действия медицинской сестры на доврачебном этапе:
  • срочно вызвать бригаду скорой медицинской помощи;
  • остановить кровотечение любым доступным способом: наложение жгута, прямое давление на рану, пальцевое прижатие;
  • согреть пациента (накрыть тёплой одеждой, одеялом);
  • начать регидратацию путем энтерального введения жидкости (чай, минеральная вода), если пациент остается в сознании.

Коды результатов обучения: 6.з1, 6.з2, 6.з4, 6.з5, 6.з6, 6.з12, 6.з13, 6.з17.

 

  1. Организационно-педагогические условия
    реализации образовательной программы[11]

 

9.1. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы

 

Реализация образовательной программы обеспечивается работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) лицами, привлекаемыми на иных условиях.

Квалификация работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, и реализующих образовательную программу, должна отвечать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н[12], или Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н[13], профессиональных стандартов (при наличии).

Лекции, а также занятия семинарского типа, не предусматривающие практическую подготовку в соответствии с учебным планом, проводятся лицами со средним медицинским образованием или высшим медицинским образованием и имеющими стаж медицинской и (или) педагогической деятельности по профилю образовательной программы не менее 3 лет.

Занятия семинарского типа проводятся в группе обучающихся численностью не более 10 человек.

Требования к кадровому обеспечению реализации образовательной программы в части практической подготовки

Занятия семинарского типа модулей 1-3, предусматривающие практическую подготовку в соответствии с учебным планом, проводятся в группе обучающихся численностью не более 10 человек лицами со средним медицинским образованием или высшим медицинским образованием, при этом:

1) лица со средним медицинским образованием должны иметь аккредитацию по одной из специальностей «Сестринское дело», «Организация сестринского дела», «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело в педиатрии», «Операционное дело», «Анестезиология и реаниматология», «Общая практика», «Скорая и неотложная помощь», осуществлять соответствующую медицинскую деятельность и иметь стаж такой деятельности не менее 3 лет;

2) лица с высшим медицинским образованием должны иметь аккредитацию по одной из специальностей «Сестринское дело», «Управление сестринской деятельностью», «Акушерство и гинекология», «Анестезиология-реаниматология», «Гастроэнтерология», «Гематология», «Гериатрия», «Дерматовенерология», «Инфекционные болезни», «Кардиология», «Клиническая фармакология», «Колопроктология», «Лечебное дело», «Неврология», «Нефрология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Психиатрия», «Пульмонология», «Ревматология», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Скорая медицинская помощь», «Терапия», «Токсикология», «Торакальная хирургия», «Травматология и ортопедия», «Трансфузиология», «Урология», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Эндокринология», осуществлять соответствующую медицинскую деятельность и иметь стаж такой деятельности не менее 3 лет.

Модуль 5 проводится в группе обучающихся численностью не более 5 человек лицами со средним медицинским образованием или высшим медицинским образованием, при этом:

1) лица со средним медицинским образованием должны иметь аккредитацию по одной из специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело в педиатрии», «Анестезиология и реаниматология», «Скорая и неотложная помощь», осуществлять соответствующую медицинскую деятельность и иметь стаж такой деятельности не менее 3 лет;

2) лица с высшим медицинским образованием должны иметь аккредитацию по одной из специальностей «Сестринское дело», «Управление сестринской деятельностью», «Акушерство и гинекология», «Анестезиология-реаниматология», «Гастроэнтерология», «Гематология», «Гериатрия», «Дерматовенерология», «Инфекционные болезни», «Кардиология», «Клиническая фармакология», «Колопроктология», «Лечебное дело», «Неврология», «Нефрология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Психиатрия», «Пульмонология», «Ревматология», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Скорая медицинская помощь», «Терапия», «Токсикология», «Торакальная хирургия», «Травматология и ортопедия», «Трансфузиология», «Урология», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Эндокринология», осуществлять соответствующую медицинскую деятельность и иметь стаж такой деятельности не менее 3 лет.

9.2. Требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательной программы

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает соблюдение требований к материально-техническим условиям реализации образовательной программы в соответствии с таблицей 4.

Таблица 4

Модуль

Требования к материально-техническим условиям реализации образовательной программы

Модуль 1. Общие вопросы профессиональной деятельности медицинской сестры (медицинского брата)

1. Наличие учебных аудиторий площадью не менее 2,5 кв. м. на одного обучающегося, оснащенных видеопроекционной аппаратурой и неограниченным доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. Наличие комплекта лицензионного и (или) свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: операционная система, текстовый редактор, редактор презентаций, учебная медицинская информационная система.

3. Наличие тренажеров (симуляторов, манекенов, моделей), позволяющих формировать следующие умения: кормление тяжелобольного пациента через рот и (или) назогастральный зонд, через гастростому; установка назогастрального зонда и уход за назогастральным зондом;  введение питательных смесей через рот (в том числе сипинг); зондирование желудка, промывание желудка; постановка горчичников, банок, пиявок; применение грелки, пузыря со льдом; наложение компресса; отсасывание слизи из ротоглотки, из верхних дыхательных путей, из носа; осуществление ухода за носовыми канюлями и катетером; оказание пособия при трахеостоме, при фарингостоме; оказание пособия при оростомах, эзофагостомах, гастростомах, илеостоме; осуществление ухода за интестинальным зондом; оказание пособия при стомах толстой кишки, введение бария через колостому; осуществление ухода за дренажом; оказание пособия при дефекации тяжелобольного пациента; постановка очистительной клизмы; постановка газоотводной трубки; удаление копролитов; оказание пособия при недержании кала; постановку сифонной клизмы; оказание пособия при мочеиспускании тяжелобольного пациента; осуществление ухода за мочевым катетером; осуществление ухода за нефростомой, цистостомой и уростомой; оказание пособия при недержании мочи; катетеризация мочевого пузыря эластичным катетером; оказание пособия при парентеральном введении лекарственных препаратов; введение лекарственных препаратов внутрикожно, подкожно, внутримышечно, внутривенно, в очаг поражения кожи; катетеризация периферических вен, в том числе кубитальной; непрерывное внутривенное введение лекарственных препаратов; внутрипросветное введение в центральный венозный катетер лекарственных препаратов; осуществление ухода за сосудистым катетером.

Модуль 2. Оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях

Модуль 3. Сестринское дело в системе первичной доврачебной медико-санитарной помощи

Модуль 4. Оказание медицинской помощи в экстренной форме

1. Наличие учебных аудиторий площадью не менее 2,5 кв. м. на одного обучающегося, оснащенных видеопроекционной аппаратурой и неограниченным доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. Наличие комплекта лицензионного и (или) свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства: операционная система, текстовый редактор, редактор презентаций, учебная медицинская информационная система.

3. Наличие тренажеров (симуляторов) с обратной связью для оказания экстренной помощи, позволяющим (позволяющими) формировать следующие умения: определение наличия признаков жизни, обеспечение проходимости дыхательных путей, временная остановка наружного кровотечения, проведение сердечно-легочной реанимации и поддержание проходимости дыхательных путей, использование автоматического наружного дефибриллятора, наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки, промывание желудка, придание и поддержание оптимального положения тела пострадавшего в зависимости от его состояния.

Требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательной программы в части практической подготовки

Практическая подготовка обучающихся при реализации образовательной программы обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности[14] и организуется в организациях, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность и (или) в медицинских организациях (далее вместе – базы практической подготовки) в соответствии с таблицей 5.

Таблица 5

Наименование модулей, тем, разделов практики

Требования к базам практической подготовки
и их мощности в расчете на 1 обучающегося
при реализации образовательной программы

Модуль 1. Общие вопросы профессиональной деятельности медицинской сестры
(медицинского брата)

Темы, предусматривающие практическую подготовку

1. Осуществление медицинской деятельности, предусматривающей:1) организацию и выполнение работ (услуг) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (наличие соответствующей лицензии) по сестринскому делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии;2) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз (наличие соответствующей лицензии) по экспертизе качества медицинской помощи;3) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских осмотров (наличие соответствующей лицензии) по медицинским осмотрам профилактическим;

4) численность обслуживаемого (прикрепленного) населения – не менее 850 человек на 1 обучающегося.

2. Осуществление медицинской деятельности, предусматривающей:

1) организацию и выполнение работ (услуг) при оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара (наличие соответствующей лицензии) по сестринскому делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии;

2) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз (наличие соответствующей лицензии) по экспертизе качества медицинской помощи;3) количество коек для оказания специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара – не менее 2 на 1 обучающегося.3. Осуществление медицинской деятельности, предусматривающей:1) организацию и выполнение работ (услуг) при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (наличие соответствующей лицензии) по: сестринскому делу, анестезиологии и реаниматологии, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии;2) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз (наличие соответствующей лицензии) по экспертизе качества медицинской помощи;3) количество коек для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях терапевтического профиля (суммарно по одному или нескольким профилям по: гастроэнтерологии, и (или) гематологии, и (или) гериатрии, и (или) дерматовенерологии, и (или) инфекционным болезням, и (или) кардиологии, и (или) неврологии, и (или) нефрологии, и (или) онкологии, и (или) пульмонологии, и (или) ревматологии, и (или) терапии, и (или) фтизиатрии, и (или) эндокринологии) – не менее 2 на 1 обучающегося,4) количество коек для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях хирургического профиля (суммарно по одному или нескольким профилям по: акушерству и гинекологии, и (или) нейрохирургии, и (или) оториноларингологии, и (или) офтальмологии, и (или) пластической хирургии, и (или) сердечно-сосудистой хирургии, и (или) торакальной хирургии, и (или) травматологии и ортопедии, и (или) хирургии, и (или) челюстно-лицевой хирургии) – не менее 2 на 1 обучающегося.

Модуль 2. Оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях

Темы, предусматривающие практическую подготовку

1. Осуществление медицинской деятельности, предусматривающей:

1) организацию и выполнение работ (услуг) при оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара (наличие соответствующей лицензии) по сестринскому делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии;

2) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз (наличие соответствующей лицензии) по экспертизе качества медицинской помощи;3) количество коек для оказания специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара – не менее 2 на 1 обучающегося.2. Осуществление медицинской деятельности, предусматривающей:1) организацию и выполнение работ (услуг) при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (наличие соответствующей лицензии) по: сестринскому делу, анестезиологии и реаниматологии, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии;2) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз (наличие соответствующей лицензии) по экспертизе качества медицинской помощи;3) количество коек для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях терапевтического профиля (суммарно по одному или нескольким профилям по: гастроэнтерологии, и (или) гематологии, и (или) гериатрии, и (или) дерматовенерологии, и (или) инфекционным болезням, и (или) кардиологии, и (или) неврологии, и (или) нефрологии, и (или) онкологии, и (или) пульмонологии, и (или) ревматологии, и (или) терапии, и (или) фтизиатрии, и (или) эндокринологии) – не менее 2 на 1 обучающегося,4) количество коек для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях хирургического профиля (суммарно по одному или нескольким профилям по: акушерству и гинекологии, и (или) нейрохирургии, и (или) оториноларингологии, и (или) офтальмологии, и (или) пластической хирургии, и (или) сердечно-сосудистой хирургии, и (или) торакальной хирургии, и (или) травматологии и ортопедии, и (или) хирургии, и (или) челюстно-лицевой хирургии) – не менее 2 на 1 обучающегося.

Модуль 3. Сестринское дело в первичной доврачебной медико-санитарной помощи

Темы, предусматривающие практическую подготовку

1. Осуществление медицинской деятельности, предусматривающей:1) организацию и выполнение работ (услуг) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (наличие соответствующей лицензии) по сестринскому делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии;2) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз (наличие соответствующей лицензии) по экспертизе качества медицинской помощи;3) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских осмотров (наличие соответствующей лицензии) по медицинским осмотрам профилактическим;

4) численность обслуживаемого (прикрепленного) населения – не менее 850 человек на 1 обучающегося.

2. Осуществление медицинской деятельности, предусматривающей:

1) организацию и выполнение работ (услуг) при оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара (наличие соответствующей лицензии) по сестринскому делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии;

2) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз (наличие соответствующей лицензии) по экспертизе качества медицинской помощи;3) количество коек для оказания специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара – не менее 2 на 1 обучающегося.

Модуль 5. Практика

5.1. Сестринская деятельность при оказании медицинской помощи в стационарных условиях

Осуществление медицинской деятельности, предусматривающей:1) организацию и выполнение работ (услуг) при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (наличие соответствующей лицензии) по: сестринскому делу, анестезиологии и реаниматологии, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии;2) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз (наличие соответствующей лицензии) по экспертизе качества медицинской помощи;3) количество коек для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях терапевтического профиля (суммарно по одному или нескольким профилям по: гастроэнтерологии, и (или) гематологии, и (или) гериатрии, и (или) дерматовенерологии, и (или) инфекционным болезням, и (или) кардиологии, и (или) неврологии, и (или) нефрологии, и (или) онкологии, и (или) пульмонологии, и (или) ревматологии, и (или) терапии, и (или) фтизиатрии, и (или) эндокринологии) – не менее 2 на 1 обучающегося,4) количество коек для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях хирургического профиля (суммарно по одному или нескольким профилям по: акушерству и гинекологии, и (или) нейрохирургии, и (или) оториноларингологии, и (или) офтальмологии, и (или) пластической хирургии, и (или) сердечно-сосудистой хирургии, и (или) торакальной хирургии, и (или) травматологии и ортопедии, и (или) хирургии, и (или) челюстно-лицевой хирургии) – не менее 2 на 1 обучающегося.

5.2. Сестринская деятельность при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях

Осуществление медицинской деятельности, предусматривающей:1) организацию и выполнение работ (услуг) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (наличие соответствующей лицензии) по сестринскому делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии;2) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз (наличие соответствующей лицензии) по экспертизе качества медицинской помощи;3) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских осмотров (наличие соответствующей лицензии) по медицинским осмотрам профилактическим;

4) численность обслуживаемого (прикрепленного) населения – не менее 850 человек на 1 обучающегося.

5.3. Сестринская деятельность при оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара

Осуществление медицинской деятельности, предусматривающей:

1) организацию и выполнение работ (услуг) при оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара (наличие соответствующей лицензии) по сестринскому делу, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии;

2) организацию и выполнение работ (услуг) при проведении медицинских экспертиз (наличие соответствующей лицензии) по экспертизе качества медицинской помощи;3) количество коек для оказания специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара – не менее 2 на 1 обучающегося.

 

9.3. Требования к использованию ЭО и ДОТ, учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы

По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, занятия лекционного типа при реализации образовательной программы могут проводиться с использованием ЭО и ДОТ полностью или частично.

Использование ЭО и ДОТ при реализации занятий семинарского типа, проведении практик, промежуточных и итоговой аттестаций не допускается.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», как на территории организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и вне ее.

Перечень учебных изданий, в том числе электронных, иных информационных материалов, необходимых для освоения образовательной программы, определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

  1. Требования к финансовым условиям
    реализации образовательной программы

Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже определенного в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 273-ФЗ.

[1]Пункт 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2025 г. № 266 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2025 г., регистрационный № 81928), действует до 1 сентября 2031 года. Далее – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

[2] Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный № 34779) с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. № 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный № 46168).

[3] Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н
«Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 мая 2013 г., регистрационный № 28534).

[4] Далее – ЭО и ДОТ.

[5] Пункт 22 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ); пункт 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

[6] Семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия.

[7] Пункты 11 и 15 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

[8] Пункт 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

[9] Пункт 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

[10] Пункт 1 части 10 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ.

[11] Пункт 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

[12] Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 марта 2010 г., регистрационный № 18638.

[13] Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2011 г., регистрационный № 20237, с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 января 2023 г. № 39н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
27 февраля 2023 г., регистрационный № 72453).

[14] Часть 4 статьи 82 Федерального закона № 273-ФЗ.