Проверка закупочной деятельности

Содержание статьи

Что такое закупочная деятельность?

Закупочная деятельность – это деятельность заказчиков по размещению и осуществлению закупок, заключению и исполнению контрактов (договоров) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Понятие закупочной деятельности больше связано с государственным секторов, нежели с коммерческим. Однако, проверка закупочной деятельности может быть и в организации, не работающий по данным федеральным законам. В этом случае можно проверить соблюдение локальных актов (положение о закупках и другие), а также заключения и исполнения договоров.

Процессы закупочной деятельности

В состав процессов закупочной деятельности входят следующие:
Определение потребности в закупке;
Планирование закупок;
Размещение закупки;
Проведение закупки;
Заключение контракта (договора);
Исполнение контракта (договора);
Контроль за исполнением контракта (договора);
Отчетность о закупочной деятельности;
Юридическое обеспечение закупочной деятельности;
Кадровое обеспечение закупочной деятельности;

Согласование документов ответственными структурными подразделениями.

Документы закупочной деятельности

В процессе закупочной деятельности обычно оформляются следующие документы:
Положение (регламент) о закупках
Должностные регламенты лиц, ответственных за закупки
План-график закупки (план закупок)
Акты о нормировании
Положения об ответственных структурных подразделениях
Договоры (контракты)
Положения о приемочной комиссии
Положение о конкурсной комиссии
В состав документов по закупочной деятельности могут входить и другие. В частности, Федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ могут предусматриваться иные документы. У организации, не работающих по данным законам, могут быть свои документы. Как правило, они могут быть аналогичными перечисленными.

Контроль закупочной деятельности

В процессе закупочной деятельности рекомендуется внедрять элементы контроля. Контроль закупочной деятельности выражается в следующих формах:
Самоконтроль
Контроль по подчиненности
Проверка закупочной деятельности
Самоконтроль закупочной деятельности выражается в проверке исполнителем своих действий, документов предусмотренных требований.
Контроль по подчиненности выражается в анализе подготовленных документов, действий, состояний руководителем исполнителя документа на предмет соответствия актам, грамотности написания, логичности, обоснованности. По результатам такого контроля могут быть выданы замечания для доделки документа, либо приняты дисциплинарные меры.

Что такое проверка закупочной деятельности?

Проверка закупочной деятельности – это действия, направленные на документальное подтверждение совершенных операций и оформленных документов при осуществлении организации закупок и исполнения контрактов (договоров).

Цель проверки закупочной деятельности

Цель проверки закупочной деятельности: подтверждение соответствия и эффективности закупочных операций в организации государственного сектора.

Задачи проверки закупочной деятельности

Задача проверки закупочной деятельности:
1) сбор фактических данных и доказательств для подтверждения ее соответствия предусмотренным требованиям;
2) определение эффективности закупочных процессов;
4) определение соответствия деятельности предусмотренным критериям;
5) подготовка предложений и рекомендаций.

Критерии проверки закупочной деятельности

Законность закупок

Проверяется соответствие положений документов закупочной деятельности требованиям внутренних документов, Федеральных законов, постановлений Правительства России.

Обоснованность закупок

В узком смысле проверяется наличие обоснования закупок (табличная форма). В широком смысле могут анализироваться полномочия, задачи и функции организации и их соотнесение с предметом закупки. Может проверяться правило, что закупка направлена на их реализацию.

Целесообразность закупок

В рамках оценки целесообразности закупки анализируется необходимость проведения закупки: например, оценивается срок, наличие остатков, наличие заинтересованности и другие.

Своевременность закупок

Оценивается, насколько соблюдены сроки закупки, а также сроки поставки, оказания услуг, выполнения работ. Понятно, что закупка снегоуборочной техники должна быть не в снегопад, а до него.

Эффективность закупок

В бюджетном законодательстве эффективность рассматривается под двумя точками зрения. Экономность – закупка с использованием минимального бюджета. Результативность – закупка с использованием фиксированного бюджета для получения наилучшего результата.
Дополнительно, могут быть определены критерии эффективности. Для них могут использоваться показатели закупочной деятельности и их анализ и сравнение с «модельными», образцовыми, идеальными показателями.

Отличие проверки закупочной деятельности от аудита закупок

Аудит закупок шире, чем проверка. Если при проверке оценивается соответствие соответствующих документов, то в аудите закупок будет анализироваться не только документальный процесс, но оцениваться результаты закупок, кадровое обеспечение, эффективность имеющихся процессов.

Как проходит проверка закупочной деятельности?

Для проверки закупочной деятельности характерны следующий этапы:
Подготовительный – составление программы проверки;
Основной – сбор доказательств по вопросам программы;
Заключительный – акт/отчет/заключение.

Программа проверки закупочной деятельности

Содержит срок, ответственных, вопросы, цели и другие элементы при необходимости.

Услуги по проверке закупочной деятельности

Консалтинговое агентство Дмитрия Шевелько оказывает услуги по проверке закупочной деятельности по Федеральному закону №44-ФЗ или №223-ФЗ.