Дело Worldskills: от проверки до уголовного дела
Интересное дело об аресте руководителей. Начал капать – оказывается у них была проверка Федерального казначейства: внеплановая выездная проверка целевого и эффективного использования средств субсидий из федерального бюджета, а также соблюдения условий соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета.
Итак, в чем суть нарушений.
Проверка Worldskills
И что самое интересное сейчас идет судебное разбирательство об оспаривании представления Федерального казначейства. В первой инстанции удалось полностью признать все требования по представлению недействительными.
Думаю, что в апелляции или кассации – суд встанет на сторону Казначейства.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА (ВОРЛДСКИЛЛС РОССИЯ)» получало субсидию по соглашению из федерального бюджета.
Исходя из того, что возбуждены уголовные дела – следователи согласились с Федеральным казначейством.
Какие были выявлены нарушения?
Кратко:
вся суть спора: в соглашении о предоставлении субсидии нет детализации расходов по коду направления 100 «Выплаты персоналу».
Федеральное казначейство предъявило претензии о выплате премий, индексации заработных плат АНО по данному коду в проверяемый период путем предоставления данных о наличии потребности в них.
Сегодня изучим требования Федерального казначейства. Потом посмотрим доказательства ФК, и доводы АНО.
Какие выявлены нарушения?
В п. 2 Представления Федеральным казначейством указано, что в нарушение п.4 ст. 78.1 БК РФ, п. 3, пп. е) п. 10, п. 14 Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.03.2021 No 369 (далее — «Правила No 369»), пункта подпункта е) пунктов 3.1.1, 4.3.12, 7.3.1 Соглашения от 16.04.2021 No 150-10- 2021-001 Заявителем в 2021 году за счет средств гранта, выделенных из федерального бюджета по КБК 150 0401 071Р2 60373 632, произведено начисление и выплата в декабре 2021 года штатным сотрудникам премии по итогам 2021 года за счет свободного остатка денежных средств на общую сумму 40 877 107, 23 рубля, образованного в связи с предоставлением недостоверных данных в Федеральную службу по труду и занятости в части расходов на оплату труда, а именно: включение в планируемый годовой фонд оплаты труда расходов с 01.01.2021 по 31.12.2021, тогда как фактически сотрудники Заявителя в соответствии со срочными трудовыми договорами приняты с 01.02.2021 и уволены 24.12.2021, а также обоснованием увеличения затрат на оплату труда в связи с индексацией при ее фактическом отсутствии. Размер страховых взносов составил 7 791 176,64 рубля (40 877 107,23*19,06%).
В п. 7 оспариваемого Представления и в п. 1 оспариваемого Предписания Федеральным казначейством указано, что, в нарушение п.4 ст. 78.1 БК РФ, п. 3 Правил No 369, пп. 1.2, 2.1, 4.3.4, 4.3.13, 7.3.1 Соглашения от 29.03.2022 No 150-10-2022-001 Заявителем в 2022 году допущено направление средств гранта и оплата денежных обязательств на цели, не предусмотренные основанием для предоставления и перераспределения средств, а именно: в связи с предоставлением Заявителем заведомо недостоверной информации в Роструд об имеющейся потребности в перераспределении средств гранта (в виде увеличения по коду направления 100 «Выплаты персоналу») в связи с сокращением штатной численности Заявителя, которое фактически не производилось, неправомерно израсходованы средства гранта на выплату годовой премии сотрудникам Заявителя в объеме 130 589 141,53 рублей.
В п. 15 оспариваемого Представления Федеральным казначейством указано, что, в нарушение п. 4 ст. 78.1 БК РФ, абз. первого п. 9, пп. «а» п. 10 Правил предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на государственную поддержку развития образования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.03.2021 No 389 (далее — «Правила No 389»), пп. 1.2, 2.1, 3.1.2, 4.3.5 Соглашения о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с п. 4 ст. 78.1 БК РФ от 15.04.2021 No 073-10-2021-028, заключенного между Министерством просвещения РФ и Заявителем, Заявителем в 2021 году допущено направление средств гранта и оплата денежных обязательств по расходам, не включенным в финансово-экономическое обоснование.
Соглашения от 21.01.2022 No 073-10-2022-008 Заявителем в 2022 году допущено направление средств гранта и оплата денежных обязательств на цели, не предусмотренные основанием для предоставления и перераспределения средств, а именно: в связи с предоставлением заведомо недостоверной информации в Министерство просвещения РФ об имеющейся потребности в перераспределении средств гранта (в виде увеличения по коду направления 100 «Выплаты персоналу») в связи с запланированным сокращением штатных работников Заявителя, которое фактически не производилось, неправомерно израсходованы средства гранта на выплату годовой премии по итогам 2022 года сотрудникам Заявителя в объеме 38 082 802,00 рублей.
В п. 20 оспариваемого Представления Федеральным казначейством указано, что, в нарушение п.4 ст. 78.1 БК РФ, п. 8 Правил No 389, Заявителем, как получателем гранта в форме субсидии из федерального бюджета, допущено предоставление недостоверных данных в Министерство просвещения РФ в части финансово-экономического обоснования затрат на оплату труда за январь 2021 года, тогда как фактически заработная плата сотрудникам Заявителя осуществлялась с февраля 2021 года, выразившееся в завышении размера гранта на сумму 2 544 137,98 рубля по соглашению о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с п.4 ст. 78.1 БК РФ от 21.04.2021 No 073-10-2021-056, заключенному между Министерством просвещения РФ и Заявителем.
В п. 21 оспариваемого Представления и в п. 3 оспариваемого Предписания Федеральным казначейством указано, что в нарушение п. 4 ст. 78.1 БК РФ, абз. первого п. 9, пп. «а» п. 10 Правил No 389, пп. 1.2, 2.1, 3.1.2, 4.3.5, 4.3.13, 7.3.1 Соглашения о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с п. 4 ст. 78.1 БК РФ от 21.04.2021 No 073-10-2021-056, заключенного между Министерством просвещения РФ и Заявителем, Заявителем в 2021 году допущено направление средств гранта и оплата денежных обязательств на цели, не предусмотренные основанием для предоставления и перераспределения средств, а именно: в связи с предоставлением заведомо недостоверной информации в Министерство просвещения РФ об имеющейся потребности в перераспределении средств гранта (в виде увеличения по коду направления 100 «Выплаты персоналу») в связи с обеспечением индексации выплат по заработной плате в размере 10 % от текущего объема (которая фактически не производилась), неправомерно израсходованы средства субсидии на выплату годовой премии по итогам 2021 года сотрудникам Заявителя в размере 6 532 529, 00 рублей.
В п. 22 оспариваемого Представления Федеральным казначейством указано, что, в нарушение п. 4 ст. 78.1 БК РФ, абз. первого п. 9, пп. «а» п. 10 Правил No 389, пп. 1.2, 2.1, 3.1.2, 4.3.5 Соглашения о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с п. 4 ст. 78.1 БК РФ от 21.04.2021 No 073-10-2021-056, заключенного между Министерством просвещения РФ и Заявителем, Заявителем в 2021 году допущено направление средств гранта и оплата денежных обязательств по расходам, не включенным в финансово — экономическое обоснование, представленное Заявителем в Министерство просвещения РФ для заключения Соглашения от 21.04.2021 No 073-10-2021- 056, а именно: неправомерное расходование средств гранта на общую сумму 10 921 499,39 рубля (приобретение и установка АП КВС ФСО России, приобретение ВКС, ремонт офисного помещения, приобретение сервера, оплата услуг по разработке дизайн-проекта).
Доказательства казначейства
Исходя из отзыва Федерального казначейства вменяемое Заявителю нарушение в части включения в планируемый годовой фонд оплаты труда расходов с 01.01.2021 по 31.12.2021 основано на пояснениях административного директора-руководителя аппарата Заявителя от 21.12.2022 № 1.3/арпм-3936/2022.
Согласно указанному пояснению расчет размера расходов на оплату труда в составе накладных расходов в соответствии с представленными к проверке расчетами к финансово-экономическому обоснованию по Соглашению от 16.04.2021 No 150-10-2021-001 производился по формуле расчета размера расходов на оплату труда (F): F = A х n х P х m, где A — расчетный средний ФОТ на руки = 109787, n — размер НДФЛ и страховых взносов = 1,302/0,87, P — кол-во людей в соответствии с фэо, m — кол-во месяцев в году.
Однако, из материалов дела следует, что письмо от 21.12.2022 No 1.3/арпм- 3936/2022 с пояснениями административного директора-руководителя аппарата Заявителя о порядке расчета фонда оплаты труда составлено после заключения Заявителем и Рострудом Соглашения No 150-10-2021-001 от 16.04.2021, в Роструд не направлялось, следовательно, не могло быть учтено Рострудом в целях заключении соглашения.
Вывод Федерального казначейства о том, что письмо Заявителя от 15.11.2022 No1.3/ФОИВ-3464/2022 (т. 5 л.д. 121 -128) содержит заведомо недостоверные сведения основан на том, что в письме Заявитель сообщил об имеющейся потребности в перераспределении средств гранта в связи с сокращением штатной численности Заявителя, которое, по мнению Федерального казначейства, фактически не производилось.
Утверждение Федерального казначейства о направлении Заявителем в 2021 году средств гранта и оплате денежных обязательств на сумму 2 000 000,00 рублей (ремонт помещений), не включенным в финансово-экономическое обоснование, представленное в Министерство просвещения РФ для заключения Соглашения от 15.04.2021 No 073-10- 2021-028, не соответствует материалам дела, поскольку, расходы на сумму 2 000 000,00 рублей (ремонт помещений), являются расходами на обеспечение деятельности Заявителя и входят в сумму 140 265,09 тыс. рублей, указанную в финансово- экономическом обосновании.
В обоснование своей позиции Федеральное казначейство ссылается на Приложение No 5 к п. 20 Представления на диске DVD-R, представленном Федеральным казначейством в материалы дела, в котором содержится файл excel c наименованием «2021.04.05_ФЭО_Евро», содержащий финансово-экономическое обоснование расходов на оплату труда за январь 2021 года на сумму 2 544 137,98 руб.
По результатам исследования и оценки доказательств судом сделан вывод о том, что файл excel c наименованием «2021.04.05_ФЭО_Евро», на который ссылается Федеральное казначейство, в установленном пунктами 7.6, 7.6.1, 7.6.2 Соглашения от 21.04.2021 No 07310-2021-056 порядке Заявителем в Минпросвещения не направлялся, не заверен подписью Заявителя, не обеспечивает сохранность и неизменность содержащейся в нем информации.