Услуги при проверке Федерального казначейства: подготовка и сопровождение проверки. Защитим права медицинской клиники.
Какие есть полномочия у Федерального казначейства по проверке частных медицинских клиник по ОМС?
Согласно статье 265 Бюджетного кодекса России Федеральное казначейство осуществляет внутренний государственный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС), закреплены статьей 133.1 БК РФ:
— в виде субвенций бюджетам Территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС);
— в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам ТФОМС.
Таким образом, по БК РФ Казначейство имеет право проверять Социальный фонд.
Имеет ли право Казначейство проверять ОМС
Что такое ОМС?
Обязательное медицинское страхование — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Есть ли в ОМС средства бюджета?
Согласно статье 21 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» средства обязательного медицинского страхования формируются за счет:
1) доходов от уплаты:
а) страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
б) недоимок по взносам, налоговым платежам;
в) начисленных пеней и штрафов;
2) средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
3) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
4) доходов от размещения временно свободных средств;
5) иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 251НК РФ средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых медицинских организаций, относятся к средствам целевого финансирования.
Медицинские организации обязаны согласно части 6 статьи 15 и пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона No 326-ФЗ вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС и использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона No 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
Соответственно, медицинская организация вправе получать средства ОМС исключительно за оказание медицинской помощи в соответствии с программами ОМС.
При этом согласно части 11 статьи 40 Федерального закона No 326-ФЗ территориальный фонд ОМС в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Федеральным фондом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палатой Российской Федерации проводится контроль за использованием средств ОМС, обеспечивающих осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона No 326-ФЗ полномочий (часть 4 статьи 6 Федерального закона No 326).
Статьей 266.1 БК РФ утвержден перечень объектов государственного (муниципального) финансового контроля, в число которых входят юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, получающими средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Таким образом, прямых полномочий по проверке средств ОМС у Казначейства нет. При этом в соглашения/договоры с частной клиникой не включаются положения о согласии на проверку деятельности.
Однако в части средств Социального фонда Казначейство имеет право проверить медицинскую организацию.
Судебная практика
Данное дело дошло до Верховного суда России (будет рассмотрено в августе 2024 года).
Общество с ограниченной ответственностью «ЦСМ Клиника Больничная» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Томской области (далее – Управление казначейства), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, — Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области (далее – Фонд), а также Прокуратуры Томской области о признании недействительным приказа от 07.07.2022 No 237 о назначении внеплановой выездной проверки заявителя.
суды пришли к верному выводу, что вопросы, разрешаемые при проведении проверки Фондом, вопреки доводам Общества не совпадают с вопросами, разрешаемыми Управлением казначейства в ходе проведения своих проверок. Контроль за использованием средств ОМС, осуществляемый территориальными фондами ОМС, имеет свою специфику, связанную с программой ОМС. Управление казначейства же в соответствии с темой проверки осуществляет финансовый контроль заявителя в части средств территориальной программы ОМС, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда ОМС и федерального бюджета за проверяемый период. При этом запрет на проведение в одно время указанных проверок (с учетом их предмета, целей) законодательством Российской Федерации не установлен.
Поскольку Общество не является ни главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, ни получателем бюджетных средств, то к числу субъектов, в отношении которых установлен мораторий на проведение проверок, не относится (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как верно указали суды, законодательством об ОМС предусмотрено финансирование медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по программе ОМС, из Федерального и территориального фондов ОМС (которые, в свою очередь, имеют одним из источников финансирования средства федерального бюджета) путем заключения предусмотренных статьями 38 и 39 Закона No 326-ФЗ договоров; договор заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС и которым решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств ОМС, в том числе и средств федерального бюджета.
Следовательно, в случае предоставления бюджетных средств фондами ОМС медицинским организациям (путем заключения соответствующих договоров) их деятельность по использованию указанных средств ОМС подлежит государственному финансовому контролю со стороны Федерального казначейства и его территориальных органов, в связи с чем заявитель как медицинская организация, получающая целевые средства территориальной программы ОМС, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты, является объектом государственного финансового контроля.
Доводы Общества о том, что в рамках проверки Управление казначейства в числе прочего незаконно истребовало документы, содержащие персональные данные, документального подтверждения не нашли.