Нарушения при закупке по Федеральному закону 44-ФЗ

Поговорим о самом процессе закупок, какие нарушения Федерального закона 44-ФЗ  могут быть. Про планирование закупок мы писали в одном из прошлых постов (ссылка здесь). Пост составлен на основе Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ, закон о госзакупках). Про закупки по 223-ФЗ поговорим в следующих постах.

Итак, какие нарушения чаще всего выявляет Счетная палата, контрольно-счетные органы и Федеральная антимонопольная служба?

По теме будет два поста.

Содержание статьи "нарушения Федерального закона 44-ФЗ"

Нарушения Федерального закона 44-ФЗ

Нарушения в документации (аукцион, конкурс, предложения) по 44-ФЗ

Формальные нарушения

Совершение нарушения Федерального закона 44-ФЗ (несоблюдение общих требований) в части статей 49, 50, 54.3, 64, 82.3, 83, 87. Заказчик формально не выполняет конкретные пункты, которые должны присутствовать в документации. Такие нарушения можно избежать, используя автоматизированное программное обеспечение для закупок.

Типичные примеры нарушений:

Например, отсутствие в документации:

  • сведений о языке или языках, на которых предоставляется конкурсная документация;
  • даты начала и окончания срока такого предоставления (например, не указываются конкретные даты).

Положения, которые предусмотрены 44-ФЗ, подлежат раскрытию в документации, даже, если они отсутствуют.

Ответственность за нарушения Федерального закона 44-ФЗ (статьи 49, 50, 64 и другие): ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ штраф на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Нарушения Федерального закона 44-ФЗ при формировании критериев при проведении открытого конкурса

Открытый конкурс остаётся самым распространённым способом для заключения государственного контракта с «нужным» исполнителем. Для этого формируются критерии и специальная оценка этих критериев (порядок).
В законе о госзакупках предусматривается, что в документации описывается: "критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе".
Конкретные требования к критериям устанавливаются в Правилах оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждены постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085).
Нарушения Федерального закона 44-ФЗ
В Правилах оценки устанавливаются следующие критерии.
Критерии
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях;
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
— качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

— квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Нарушения Федерального закона 44-ФЗ
Все они носят общий характер, что позволяет заказчику подстраивать их под опыт, деловую репутацию «нужного» исполнителя. Кроме того в случае оценки членами комиссии предложенных участниками решений, манипуляции происходят с присуждёнными баллами.
Например, наличие определённых специалистов в штате – ставятся конкретные специалисты с определённым опытом работы и образованием. Либо наличие реализованных госконтрактов по аналогичной тематике.
Часть нарушений обычно связана с включением субъективных оценок по конкурсу, без наличия объективных критериев. Второй вариант – порядок оценки отсутствует.
Ответственность: ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ штраф на должностных лиц в размере трех тысяч рублей. Как видно, она незначительная, потому, даже, если ФАС России выявит нарушения, то 3 тыс рублей малая стоимость при таком раскладе.
Поэтому, больше рисков, связанных с проверкой ФАС России. Однако же наличие нескольких компаний, попадающих под установленные критерии, привет к отрицательным результатам проверки. Соответственно при наличии задачи выйти на нужного исполнителя стоит ставить задачу идти по «пограничным критериям».

Нарушения Федерального закона 44-ФЗ при оценке критериев

— отсутствие оценки показателей в протоколе;

— занижение показателей конкретным исполнителям;

— отсутствие расчета итоговых оценок;

— отсутствие оценок каждого члена комиссии.

Ответственность: ч.7 ст. 7.30 КоАП РФ — штраф на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Вал закупок 

Одна из успешных, «незапрещённых» тактик – размещение 10 – 15 закупок в один день. В таком случае потенциальные заказчики не смогут отследить все нарушения. Особенно, если это касается «нужных» нам закупок.

Размещение закупок в один день выгодно при смешивании разных способов закупок: конкурса, аукциона, котировок.

Ответственность за массовое размещение не предусмотрена.

Нарушения Федерального закона 44-ФЗ

FAQ

Популярные вопросы и ответы по теме "Нарушения федерального закона 44-ФЗ"

Срок давности составляет 1 год с момента совершения административного правонарушения. 

В Федеральном законе 44-ФЗ есть множество сроков, которые необходимо соблюдать. Они касаются, как размещения плана-графика закупок, приказов в сфере закупок, протоколов и так далее. Документы подлежат размещению в Единой информационной системе в сфере закупок. Ответственность установлена разная, наиболее жесткая за нарушение сроков размещения протоколов. 

При нарушении сроков контракта со стороны исполнителя необходимо предъявить к нему претензию с фиксацией нарушения и требованием заплатить штраф или пени. Если сроки нарушает заказчик, то исполнителю следует направить письмо или претензию с требованием (одним из, в зависимости от ситуации): заключить контракт, провести оплату, принять работы, оказанные услуги.

Если подрядчик нарушает сроки по государственному контракту, то к нему необходимо применить санкции. В госконтракте имеются, как штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств, так и пени за просрочку. При нарушении сроков  обязательно зафиксируйте нарушение в претензии и направьте подрядчику.

За неразмещение информации о контракте в соответствии со статьей 103 Федерального закона 44-ФЗ предусмотрена административная ответственность по статье 7.30 КоАП РФ.

Штраф на должностных лиц от 3 до 30 тыс рублей (в зависимости от состава); на юридических ли до 500 тыс рублей.

Согласно части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе, неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.