Содержание статьи

Контроль в сфере закупок – это контрольная функция органов государственной власти, уполномоченных на проведение контроля в сфере закупок, по анализу соблюдения государственными заказчиками и их должностными лицами условий законодательства в сфере закупок. В частности, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ. А также подзаконных нормативных правовых актов.

Кто осуществляется контроль в сфере закупок?

Контроль в сфере закупок по 223-фз осуществляется Федеральной антимонопольной службой (статья 6 Федерального закона № 223-ФЗ).

Контроль в сфере закупок по 44-фз осуществляется на федеральном уровне (глава 5 Федерального закона № 44-ФЗ):
ФАС России; 
Федеральное казначейство; 
государственный заказчик.

На региональном уровне контроль в сфере закупок также осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, а также финансовым органом субъектов Российской Федерации.

контроль в сфере закупок

Контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком

Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Форма, порядок и сроки такого контроля определяются заказчиком самостоятельно во внутренних локальных актах. Как правило, таким контролем занимается служба внутреннего аудита.

Цель контроля провести анализ соответствия деятельности заказчика требованиям законодательства в сфере закупок.

Задача контроля в сфере закупок

Задачи состоят в анализе и инспектировании конкретной документации и действий должностных лиц государственного заказчика.

Объекты контроля в сфере закупок

Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении деятельности государственного заказчика, как внешними проверяющими, так и внутренний самоконтроль.

К государственным заказчикам относятся: 
государственный орган (в том числе орган государственной власти),

государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

Порядок проведения контроля в сфере закупок

Алгоритм процедур, права и обязанности контролируемых органов и госзаказчикам определяется Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. № 1576).

контроль в сфере закупок

Предметом контроля в сфере закупок является:
— нормативное обеспечение закупок; 
— наличие предусмотренных Федеральным законом №44-ФЗ документов у заказчика (например, по нормированию); 
— правильность составления документов и их соответствие закону; 
— кадровый состав отдела закупок; 
— процесс проведения закупок: анализ проведенных закупок; 
— анализ конкурсной документации и технического задания; 
— размещение необходимой информации в Единой информационной системе; 
— анализ претензионной работы; 
— фактический анализ полученных результатов по контракту и договору; 
— деятельность должностных лиц при проведении закупок.

Форма контроля в сфере закупок

Контроль в сфере закупок осуществляется в рамках плановых и внеплановых проверок.

Внеплановая проверка при контроле в сфере закупок

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном Правилами.

Срок внеплановой проверки в сфере закупок

Срок проведения внеплановой проверки составляет не более 10 рабочих дней. Срок проведения внеплановой проверки может быть продлен не более одного раза и общий срок проведения проверки не может составлять более 20 рабочих дней.
Ограничений на проведение внеплановых проверок не установлено.

контроль в сфере закупок

Плановая проверка при контроле в сфере закупок

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном Правилами.

Срок плановой проверки в сфере закупок

Срок проведения плановой проверки составляет не более 20 рабочих дней со дня начала ее проведения.
Срок проведения плановой проверки может быть продлен на основании приказа (распоряжения) руководителя контрольного органа или уполномоченного им заместителя не более чем на 20 рабочих дней.
Плановые проверки могут проводится контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в шесть месяцев.

Результаты контроля в сфере закупок

По результатам проведения плановой проверки принимается акт о результатах проведения плановой проверки.
По результатам плановой (внеплановой) проверки может выдаваться обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

аудит закупок

Ответственность за нарушения, выявленные при контроле в сфере закупок

При выявлении нарушений виновные должностные лица и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности по статье 7.30 – 7.32.5 КоАП РФ. Кроме того, возможно привлечение ответственных должностных лиц (контрактная служба, контрактный управляющий) к дисциплинарной ответственности.