Услуга по обжалованию акта проверки Счетной палаты, Казначейства (УФК), контрольно-счетных органов
Акт контрольного мероприятия
2024 год
Содержание статьи
Что такое акт контрольного мероприятия (проверки) Счетной палаты России или КСП?
По итогам контрольных действий Счетной палаты в отношении объекта контрольного мероприятия оформляется акт (далее — акт) по результатам контрольного мероприятия. В нем излагаются результаты контрольных действий по каждому вопросу программы (рабочего плана) проведения контрольного мероприятия.
В большинстве КСП требования к акту совпадают с требованиями Счетной палаты России. Поэтому их нецелесообразно разбирать отдельно. Логика будет одинаковая.
Содержание акта контрольного мероприятия Счетной палаты России
СГА 101 Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). «Общие правила проведения контрольного мероприятия» предъявляет исчерпывающие требования к содержанию акта.
Акт имеет следующую структуру:
- основание проведения контрольного мероприятия;
- предмет контрольного мероприятия;
- проверяемый период деятельности объекта контрольного мероприятия;
- перечень вопросов контрольного мероприятия;
- срок проведения контрольного мероприятия в отношении объекта контрольного мероприятия;
- краткая характеристика объекта контрольного мероприятия (при необходимости), объем которой не должен превышать двух-трех страниц печатного текста;
- результаты контрольных действий по каждому вопросу программы (рабочего плана) проведения контрольного мероприятия.
Как описываются нарушения в акте Счетной палаты?
При выявлении в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков, а также причиненного ущерба государству данные факты отражаются Счетной палатой в акте с указанием:
- наименования правового акта, его статьи, части, пункта или подпункта, требования которых нарушены;
- сумм выявленных нарушений, при этом суммы указываются раздельно по годам (бюджетным периодам), в которых допущены нарушения, видам средств (средства бюджетные и внебюджетные, средства государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), кодам бюджетной классификации Российской Федерации, а также по видам объектов государственной собственности и формам их использования;
- квалификации нарушения в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля);
- критериев оценки эффективности использования федеральных и иных ресурсов (в случае проведения аудита эффективности или при выявлении фактов неэффективного использования федеральных и иных ресурсов);
- причин допущенных нарушений и недостатков, их последствий;
- размера выявленного и суммы возмещенного в ходе контрольного мероприятия ущерба государству;
- информации о выявленных нарушениях, которые могут содержать коррупционные риски;
- конкретных лиц, допустивших нарушения (при выявлении таковых лиц);
- принятых в период проведения контрольного мероприятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков и их результатов.
В акте указываются:
- по доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации — расшифровка сумм нарушений по кодам классификации доходов бюджетов;
- по расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации — расшифровка сумм по кодам классификации расходов бюджетов, по которым выявлены нарушение и (или) ущерб государству. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств и (или) неправильного применения бюджетной классификации в акте также указываются коды классификации расходов, на которые следовало отнести произведенные расходы;
- по источникам финансирования дефицита федерального бюджета — расшифровка сумм нарушений по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (при их наличии).
Требования к содержанию акта контрольного мероприятия Счетной палаты
- объективность, краткость и ясность при изложении результатов контрольного мероприятия;
- четкость формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков;
- логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала;
- изложение фактических данных только на основе документов, проверенных инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты, при наличии исчерпывающих ссылок на них.
В акте последовательно излагаются результаты контрольного мероприятия по всем вопросам, указанным в программе проведения контрольного мероприятия. В случае если по вопросу контрольного мероприятия не выявлено нарушений и недостатков, в акте делается запись: «По данному вопросу контрольного мероприятия нарушений и недостатков не выявлено».
Контроль за достижением целей и полноты раскрытия вопросов контрольного мероприятия осуществляют член Коллегии Счетной палаты, ответственный за его проведение, директор департамента в составе направления деятельности Счетной палаты, а также директор департамента, имеющего в своей структуре инспекции, начальник инспекции и руководитель контрольного мероприятия.
Не допускается включение в акт различного рода предположений и сведений, не подтвержденных документами, а также информации из материалов правоохранительных и иных контрольных и надзорных органов.
В акте не должна даваться морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц объекта контрольного мероприятия.
Ознакомление с актом контрольного мероприятия происходит под роспись. На чтение акта объекту аудита дается от 1 до 3 дней. Объект аудита имеет право направить замечания. Об этом будет чуть ниже в статье.
Что такое акт проверки Федерального казначейства?
Результаты выездной проверки (ревизии) оформляются актом по форме, установленной приказом Федерального казначейства, который подписывается руководителем проверочной (ревизионной) группы в срок не позднее дня окончания контрольных действий и иных мероприятий по месту нахождения объекта контроля.
К акту выездной проверки (ревизии), помимо акта встречной проверки, заключения, подготовленного по результатам проведения обследования (в случае проведения в ходе соответствующего контрольного мероприятия), прилагаются предметы и документы, результаты экспертиз (исследований), фото-, видео- и аудиоматериалы, полученные в ходе проведения выездной проверки.
Требования к акту проверки Федерального казначейства
Акт включает заголовочную, вводную и описательную части.
Содержит:
- полное и сокращенное наименование объекта(ов) контроля;
- указание на место составления и дату Акта. Датой Акта является дата его подписания руководителем проверочной (ревизионной) группы.
Содержит:
- основание проведения контрольного мероприятия;
- фамилии, инициалы и наименования должностей проверочной группы;
- информацию о проведении в рамках контрольного мероприятия встречной проверки (обследования), наименовании организации (лица), в отношении которой (которого) проведена встречная проверка (обследование);
- приостановлении проверки, продлении проверки;
- наименование объекта(ов) контроля;
- метод осуществления контрольного мероприятия;
- цель контрольного мероприятия;
По решению руководителя проверочной (ревизионной) группы во вводную часть Акта может быть включена иная информация, относящаяся к контрольному мероприятию.
Описательная часть Акта должна содержать сведения об объеме и прочие характеристики проведенного контрольного мероприятия по каждому вопросу Программы контрольного мероприятия.
Нарушения (недостатки), излагаемые в Акте, должны быть подтверждены доказательствами.
В Акте при описании каждого нарушения (недостатка), установленного в ходе контрольного мероприятия, должны быть указаны:
- положения законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, иных документов, которые были нарушены (для выявленных нарушений);
- сведения о периоде, к которому относятся выявленные нарушения (недостатки);
- информация о том, в чем выразилось нарушение (недостаток), с указанием реквизитов, позволяющих однозначно идентифицировать операцию, документ (положение документа), при изучении которого выявлено нарушение (недостаток);
- сумма нарушения, исчисляемая в количественном и денежном (если применимо) выражении, а также указание на документы, на основании которых сделаны выводы о данном нарушении.
Формулировка нарушения должна начинаться со слов «В нарушение», после чего должны указываться конкретные пункты, части, статьи нормативных правовых актов, иных документов, а также иные реквизиты, позволяющие однозначно идентифицировать положения указанных документов, которые были нарушены.
Сумма нарушения, исчисляемая в денежном выражении, указывается в Акте в случаях, если исчисление соответствующего нарушения в денежном выражении предусмотрено классификатором нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденным приказом Федерального казначейства.
В Акте должны также содержаться обобщенная информация о результатах проведения контрольного мероприятия, в том числе о выявленных нарушениях, сгруппированных по видам.
При составлении Акта должны быть обеспечены объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
Текст Акта не должен содержать:
- выводов, не подтвержденных доказательствами;
- морально-этической оценки действий должностных лиц и сотрудников объекта контроля.
Рассмотрим нормативные правовые акты, предусматривающие порядок и сроки обжалования актов контрольного мероприятия Счетной палаты/КСП и акта проверки Федерального казначейства. Констатируем, что сегодня в основном предусмотрен только досудебный порядок обжалования.
Акт проверки Счетной палаты Российской Федерации: обжалование
Регламент Счетной палаты РФ (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 7 июня 2013 г. № 3ПК)
В случае несогласия ответственных должностных лиц объекта аудита (контроля) с фактами, изложенными в акте, данные лица имеют право подписать акт с указанием на наличие возражений. Возражения излагаются в письменном виде сразу или направляются в Счетную палату в течение пяти рабочих дней после представления акта для ознакомления.
Внесение в подписанный инспекторами Счетной палаты акт каких-либо изменений на основании замечаний руководителя и (или) иного ответственного должностного лица объекта аудита (контроля) и вновь представляемых ими материалов не допускается.
СГА 101. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Общие правила проведения контрольного мероприятия» (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.09.2017 N 9ПК)
В случае несогласия ответственных должностных лиц объекта контрольного мероприятия с фактами, изложенными в акте, им предлагается ознакомиться с актом под роспись с указанием на наличие замечаний. Замечания излагаются в письменной форме сразу или направляются в Счетную палату в течение пяти рабочих дней после представления акта для ознакомления.
В случае несогласия руководителя и (или) иного ответственного должностного лица подписать акт с указанием на наличие замечаний либо в случае истечения срока, установленного для ознакомления с актом, руководитель контрольного мероприятия (руководитель группы инспекторов) делает в акте специальную запись об отказе руководителя и (или) иного ответственного должностного лица ознакомиться с актом либо подписать акт. При этом обязательно указываются дата, время, обстоятельства и по возможности свидетели обращения к руководителю и (или) иному ответственному должностному лицу с предложением ознакомиться с актом и подписать его, а также дата, время и обстоятельства получения отказа либо период времени, в течение которого не был получен ответ должностного лица.
Таким образом, предусмотрен срок обжалования. Замечания на акт Счетной палаты направляются в произвольной форме.
Судебное обжалование акта проверки затруднено. Законодательством Российской Федерации такой порядок не предусмотрен. Соответственно суды могут отказать в обжаловании акта. Кейсов в судебной практике нет.
На наш взгляд, обжалование акта может идти через защиту деловой репутации в суде.
Закон о Счетной палате предусматривает возможность обжалования только предписания. Чтобы получить предписание нудно не выполнить требования представлений, либо нарушение должно быть очень серьезным.
Обжалование акта проверки контрольного-счетной палаты
Порядок и сроки обжалования в большинстве контрольно-счетных палат совпадают с правилами Счетной палаты России. Для дополнительной информации следует ознакомиться со стандартами финансового контроля (СФК) и регламентом контрольно-счетной палаты.
Обычно это пять рабочих дней, замечания представляются в произвольной форме.
Судебный порядок обжалования акта контрольно-счетной палаты региональными законами не предусмотрен.
Обжалование акта проверки Федерального казначейства
Объекты контроля имеют право обжаловать решения и действия (бездействие) Федерального казначейства и его должностных лиц в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Объект контроля вправе представить в Федеральное казначейство (его территориальный орган) возражения в письменной форме на акт камеральной проверки в течение 10 рабочих дней со дня получения акта, которые приобщаются к материалам проверки. Возражения направляются нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Таким образом, объект контроля имеет право направлять возражения по предусмотренным срокам и формам.
Судебное оспаривание акта проверки Федерального казначейства не предусмотрено. Имеется судебная практика об отказе в удовлетворении таких заявлений.
Объекты контроля имеют также право направить жалобу на действие или бездействие должностных лиц. Соответственно, возможно, использовать и такой механизм защиты.