Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Содержание статьи "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа"
Дополнительное образование взрослых и детей
Дополнительное образование для детей и взрослых — это мощный инструмент для раскрытия и развития творческих способностей, удовлетворения личных запросов в интеллектуальном, моральном и физическом развитии, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также эффективного использования свободного времени. Для детей дополнительное образование играет ключевую роль в адаптации к обществу, профессиональной ориентации и выявлении и поддержке талантливых ребят. Программы дополнительного образования для детей разрабатываются с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, что позволяет создать оптимальные условия для всестороннего развития и самореализации.
Правовое регулирование дополнительного образования взрослых и детей
Правовое регулирование дополнительного образования осуществляется на основе Федерального закона «Об образовании», приказов Министерства просвещения РФ (например от 27 июля 2022 г. N 629) и других нормативных документов. Эти акты определяют порядок разработки и реализации программ дополнительного образования, устанавливают требования к педагогам и образовательным учреждениям, а также обеспечивают защиту прав участников образовательного процесса.
Что такое дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа?
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа — это система обучения, которая помогает детям и взрослым развивать свои интересы и способности вне основного образовательного процесса. Она включает в себя разнообразные курсы и кружки, направленные на раскрытие творческого и интеллектуального потенциала.
Такие программы способствуют личностному росту, социализации и профессиональному самоопределению. Они могут быть полезны для всех, кто хочет углубить знания в определённой области или попробовать что-то новое. Выбор программ велик, что позволяет каждому найти занятие по душе.
Виды дополнительных общеразвивающих программ
Виды дополнительных общеразвивающих программ, в соответствии с законодательством РФ (в частности, статьей 75 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), включают следующие направления:
1. Художественно-эстетическое направление
Изобразительное искусство
Музыка и вокал
Танцы
Театр и актерское мастерство
Декоративно-прикладное творчество
2. Научно-техническое направление
Робототехника
Программирование и IT
Техническое моделирование
Радиоэлектроника
Исследовательская деятельность
3. Физкультурно-спортивное направление
Спортивные секции (футбол, плавание, борьба и др.)
Общая физическая подготовка
Туризм и спортивное ориентирование
Здоровьесберегающие технологии
4. Естественнонаучное направление
Экология
Биология
Химия и физика
Астрономия
География и природоведение
5. Социально-педагогическое направление
Лидерство и командная работа
Волонтёрство
Профилактика правонарушений
Социальная адаптация и коммуникация
6. Туристско-краеведческое направление
История родного края
География и культура народов
Походы и экспедиции
Ориентирование и выживание на природе
7. Естественнонаучно-техническое и инженерное направление
(может выделяться как междисциплинарное)
STEM/STEAM-программы
Проектная и исследовательская деятельность
Конструирование и моделирование
Эти программы реализуются организациями дополнительного образования и могут быть как краткосрочными, так и рассчитанными на несколько лет. Они помогают раскрывать потенциал обучающихся, дополняя основное образование и подготавливая к успешной социализации и профессиональному самоопределению.
Структура дополнительной общеразвивающей программы
Согласно статье 2 Закона об образовании, дополнительная общеразвивающая программа — это программа, направленная на развитие личности, её способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов. Она может включать в себя различные направления деятельности и разрабатывается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Структура дополнительной общеразвивающей программы может включать следующие компоненты:
цели и задачи программы;
содержание программы (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей));
планируемые результаты освоения программы; условия реализации программы (кадровые, финансовые, материально-технические и другие);
*оценка качества освоения программы.
При разработке дополнительной общеразвивающей программы педагог дополнительного образования должен учитывать:
- направленность программы (естественно-научную, социально-педагогическую, физкультурно-спортивную и другие);
возрастные и индивидуальные особенности обучающихся; - требования к результатам освоения программы;
- формы и методы обучения, выходящие за рамки уроков (кружки, факультативы, проекты и т. д.).
Педагог дополнительного образования взрослых и детей
Регулируется приказом Минтруда РФ от 22.09.2021 N 652Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Требования к педагогу дополнительного образования на основании Приказа Минтруда РФ от 22.09.2021 № 652Н могут включать:
Высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки, соответствующему направленности дополнительной общеобразовательной программы, либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Владение формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков (кружки, факультативы, проекты и т. д.).
Способность разрабатывать и реализовывать программы дополнительного образования с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Умение организовывать и проводить различные виды внеурочной и внешкольной работы с обучающимися.
Знание психолого-педагогических основ работы с детьми и взрослыми. Наличие навыков общения и установления контактов с обучающимися разного возраста.
Способность осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе. Профессиональная компетентность в области преподаваемого предмета или направления деятельности.