Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Содержание статьи "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа"

Дополнительное образование взрослых и детей

Дополнительное образование для детей и взрослых — это мощный инструмент для раскрытия и развития творческих способностей, удовлетворения личных запросов в интеллектуальном, моральном и физическом развитии, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также эффективного использования свободного времени. Для детей дополнительное образование играет ключевую роль в адаптации к обществу, профессиональной ориентации и выявлении и поддержке талантливых ребят. Программы дополнительного образования для детей разрабатываются с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, что позволяет создать оптимальные условия для всестороннего развития и самореализации.

Правовое регулирование дополнительного образования взрослых и детей

Правовое регулирование дополнительного образования осуществляется на основе Федерального закона «Об образовании», приказов Министерства просвещения РФ (например от 27 июля 2022 г. N 629) и других нормативных документов. Эти акты определяют порядок разработки и реализации программ дополнительного образования, устанавливают требования к педагогам и образовательным учреждениям, а также обеспечивают защиту прав участников образовательного процесса.

Что такое дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа?

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа — это система обучения, которая помогает детям и взрослым развивать свои интересы и способности вне основного образовательного процесса. Она включает в себя разнообразные курсы и кружки, направленные на раскрытие творческого и интеллектуального потенциала.

Такие программы способствуют личностному росту, социализации и профессиональному самоопределению. Они могут быть полезны для всех, кто хочет углубить знания в определённой области или попробовать что-то новое. Выбор программ велик, что позволяет каждому найти занятие по душе.

Виды дополнительных общеразвивающих программ

Виды дополнительных общеразвивающих программ, в соответствии с законодательством РФ (в частности, статьей 75 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), включают следующие направления:

1. Художественно-эстетическое направление

  • Изобразительное искусство

  • Музыка и вокал

  • Танцы

  • Театр и актерское мастерство

  • Декоративно-прикладное творчество

2. Научно-техническое направление

  • Робототехника

  • Программирование и IT

  • Техническое моделирование

  • Радиоэлектроника

  • Исследовательская деятельность

3. Физкультурно-спортивное направление

  • Спортивные секции (футбол, плавание, борьба и др.)

  • Общая физическая подготовка

  • Туризм и спортивное ориентирование

  • Здоровьесберегающие технологии

4. Естественнонаучное направление

  • Экология

  • Биология

  • Химия и физика

  • Астрономия

  • География и природоведение

5. Социально-педагогическое направление

  • Лидерство и командная работа

  • Волонтёрство

  • Профилактика правонарушений

  • Социальная адаптация и коммуникация

6. Туристско-краеведческое направление

  • История родного края

  • География и культура народов

  • Походы и экспедиции

  • Ориентирование и выживание на природе

7. Естественнонаучно-техническое и инженерное направление

(может выделяться как междисциплинарное)

  • STEM/STEAM-программы

  • Проектная и исследовательская деятельность

  • Конструирование и моделирование


Эти программы реализуются организациями дополнительного образования и могут быть как краткосрочными, так и рассчитанными на несколько лет. Они помогают раскрывать потенциал обучающихся, дополняя основное образование и подготавливая к успешной социализации и профессиональному самоопределению.

Структура дополнительной общеразвивающей программы

Согласно статье 2 Закона об образовании, дополнительная общеразвивающая программа — это программа, направленная на развитие личности, её способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов. Она может включать в себя различные направления деятельности и разрабатывается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Структура дополнительной общеразвивающей программы может включать следующие компоненты:
цели и задачи программы;

содержание программы (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей));


планируемые результаты освоения программы; условия реализации программы (кадровые, финансовые, материально-технические и другие);
*оценка качества освоения программы.

При разработке дополнительной общеразвивающей программы педагог дополнительного образования должен учитывать:

  • направленность программы (естественно-научную, социально-педагогическую, физкультурно-спортивную и другие);
    возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
  • требования к результатам освоения программы;
  • формы и методы обучения, выходящие за рамки уроков (кружки, факультативы, проекты и т. д.).

Педагог дополнительного образования взрослых и детей

Регулируется приказом Минтруда РФ от 22.09.2021 N 652Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Требования к педагогу дополнительного образования на основании Приказа Минтруда РФ от 22.09.2021 № 652Н могут включать:

Высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки, соответствующему направленности дополнительной общеобразовательной программы, либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Владение формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков (кружки, факультативы, проекты и т. д.).
Способность разрабатывать и реализовывать программы дополнительного образования с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Умение организовывать и проводить различные виды внеурочной и внешкольной работы с обучающимися.
Знание психолого-педагогических основ работы с детьми и взрослыми. Наличие навыков общения и установления контактов с обучающимися разного возраста.


Способность осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе. Профессиональная компетентность в области преподаваемого предмета или направления деятельности.