Search
Close this search box.

Содержание статьи

Неэффективное использование средств: правовое регулирование и практика: практическое пособие

1 000 ₽

январская скидка

500 ₽

Неэффективное использование средств: правовое регулирование и практика

В практическом пособии рассмотрены вопросы неэффективного использования средств бюджета (федерального и регионального), в том числе:

— подходы к правовому регулированию эффективности использования средств;

— практика Счетной палаты России, контрольно-счетных органов регионов и Федерального казначейства;

— судебные споры об оспаривании неэффективного использования средств.

В пособии изучена практика Счетной палаты России, Федерального казначейства и контрольно-счетных органов регионов.

В пособии отдельно рассмотрены вопросы проведения аудита эффективности со стороны Счетной палата России, включая и систематизацию информации о критериях аудита эффективности за 2020 – 2022 годы.

Дополнительно в пособии приведена информация о порядке судебного и досудебного обжалования квалификации органов контроля неэффективного использования средств. При этом изложена информация о конкретных судебных делах об оспаривании нарушений: рассмотрены 25 судебных дел 2020 – 2022 годов.

Пособие поможет вам реагировать и защищаться по фактам неэффективного использования средств.

Шевелько Дмитрий Александрович. Неэффективное использование средств: правовое регулирование и практика: практическое пособие / Д.А.Шевелько. – Москва :: Издательство «Перо», 2023. – 142 с. –  Мб. [Электронный ресурс].

Неэффективное использование бюджетных средств

Неэффективное использование бюджетных средств – это категория, нарушение, которое часто фиксируют Счетная палата России, контрольно-счетные органы субъектов России и муниципальных образований, а также Федеральное казначейство.

В этом вопросе есть несколько правовых пробелов, которые часто используются проверяющими в свою пользу. Разберем, при каких обстоятельствах, условиях и нарушениях имеет место быть неэффективное использование средств.

А также, что делать объектам контроля при получении в акте контрольного мероприятия или отчете: «неэффективное использование бюджетных средств».

А также, что делать объектам контроля при получении в акте контрольного мероприятия или отчете: «неэффективное использование бюджетных средств».

Что такое неэффективное использование средств бюджета?

В законодательстве Российской Федерации нет определения или понятия «эффективность» бюджетных расходов или эффективное использование средств бюджета.

В Бюджетном кодексе России есть статья 34: «Принцип эффективности использования бюджетных средств».

В нем определяется, что при исполнении бюджета (федерального, регионального или муниципального) участники должны:
- либо достичь заданных результатов с использованием минимального объема средств (экономность);
- либо достичь лучшего результата с определённом количеством средств (результативность).

Соответственно при проведении контрольного мероприятий проверяющие часто анализируют процесс расходов на соответствие статье 34 БК РФ в двух плоскостях: экономичность и результативность. При выявлении таких недостаточно или нарушений, они должны квалифицированы, как нарушение принципа эффективности использования средств. Но не, как неэффективное использование средств.

Отметим, что в национальных проектах, государственных программах, федеральных проектах и так далее обычно устанавливается своя методика оценки эффективности. Однако, она не относится к взаимоувязки с расходами бюджета. Можно говорить о недостижении показателей программы, проекта, как о неэффективной реализации документа стратегического планирования. Вместе с тем, проверяющие фиксируют при недостижении эффективности по предусмотренной методике нарушение.

Примеры из практики: неэффективное использование средств

Приведем несколько примеров из работы проверяющих из Счетной палаты, КСП, Федерального казначейства, которые квалифицируются, как неэффективное использование бюджетных средств. Отметим, что проверяющие, на наш взгляд, часто формируют субъективный подход к квалификации неэффективного использования средств.
Данные примеры не всегда отвечают требованиям законодательства России. В таких случаях следует рассмотреть возможность направления замечаний на такие нарушения.

Пример № 1. Простое сравнение купленного товара с ценами на рынке

Проверяющие сравнивают купленный товар по договору или контракту с ценами в сети интернет. Для этого изучается ценовое предложение сайтов. В случае выявления завышения стоимости проверяющие фиксируют факт возможности закупки товара по более низкой цене.
Разницу между ценой в «Интернете» и вашей ценой квалифицируется, как неэффективное использование средств. Важно отметить, что на такой недостаток часто не влияет наличие обоснования НМЦК. Как бороться с такими фактами: смотрите ниже в статье.

Пример № 2. Неиспользование средств в отчетном финансовом году

Проверяющие исходят из логики, что если объект контроля не использовал выделенные средства бюджета, то это неэффективное использование средств. Это типичный пример морфологического использования прилагательного, а именно неэффективный = нет эффекта. Бюджетные средства не потрачены, значит их где-то можно было потратить. На основании чего, был бы получен «эффект».

Пример № 3. Отсутствие применения результатов исполнения государственного контракта или договора

Проверяющие анализируют использование результатов исполнения госконтрактов или договоров. В случае, если нет применения их в практической деятельности или, в целом, объект контроля не может пояснить, где и как применяется, то тогда, по логике проверяющих, средства были потрачены неэффективно.

Пример № 4. Не достижение показателей, результатов по госпрограмме, субсидии, контракту

При выявлении недостижения показателей (количество, качество и другие), которые определяются в соглашении, контракте, договоре вся сумма выделенных бюджетных средств может быть квалифицирована, как неэффективное использование средств. В этом случае, логика связана с направлением средств на достижение таких показателей. Однако, иногда есть случаи, независящие от объекта контроля.
Примеров можно привести много, так как они обусловлены субъективным фактором проверяющих. Так, услуги аутсорсинга при наличии своих должностных лиц могут быть неэффективным использованием средств. Проведение дополнительных работ по контракту, заранее не оговоренных. В судебной практике обжалования много примеров.

Пример № 5. Отсутствие применения результатов исполнения государственного контракта или договора после наличия факта применения

Бывают случаи, когда объект контроля закупил какое-то оборудование или получил услуги (работы). Данные результаты когда-то использовались. Однако, спустя время, они перестали использоваться. Такой факт может быть квалифицирован, как неэффективное использование средств в размере средств, потраченных на приобретение.

Когда проверяющие могут фиксировать неэффективное использование средств?

Счетная палата России и контрольно-счетные органы (региона или муниципального образования) при проведении аудита эффективности могут по его результатам сделать вывод об эффективном или неэффективном использовании средств.

При этом такой вывод (заключение) основывается на результатах достижения критериев эффективности, которые устанавливаются в программе проведения аудита эффективности.

Отметим, что по методологии аудита эффективности критерии могут быть согласованы с объектом контроля. Призываем объект контроля анализировать критерии аудита эффективности. При наличии замечаний и возражений к логике критериев, их объективности, ясности и другим требованиям – то следует направлять мотивированные замечания к ним в орган внешнего контроля.

В дальнейшем при отсутствии реагирования на письмо, отсутствие согласительных совещаний – фиксировать не согласие в замечаниях на акт, в ответе на представление. Конечный вариант – обжалование действий и документов проверяющих в судебном порядке в рамках статьи 198 АПК РФ.
Федеральное казначейство и его территориальные органы в своей практике не проводит аудит эффективности, однако в своих контрольных мероприятияхактах проверки) квалифицируют нарушения, как неэффективное использование средств.

Ответственность за неэффективное использование средств

В законодательстве Российской Федерации нет прямой ответственности за неэффективное использование средств. Однако, объектам контроля не стоит расслабляться.

При наличии такой квалификации есть состоявшаяся практика о возврате средств, использованных неэффективно, в рамках требования представления или предписания (например, Определение Верховного Суда РФ от 05.03.2019 N 303-ЭС19-814 по делу N А04-654/2018). При этом идет ссылка на положения Бюджетного кодекса России. В таком случае надо обжаловать незаконные акты органы контроля.

В рамках направленных приставлений органы контроля могут формулировать требование о проведении расследования и привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Неэффективное использование бюджетных средств ответственность КоАП

В КоАП РФ нет статей, частей или каких-либо положений, устанавливающих ответственность за неэффективное использование бюджетных средств.

Как оспорить неэффективное использование средств бюджета?

Пункт 23 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 определил требования, по которым проверяющие могут признать операцию неэффективным использованием средств.

В данном постановлении отмечается, что в Бюджетном кодексе есть статья 34. В ней устанавливается требование достижения при использовании средств бюджета экономности или результативности.
При наличии спора, рассматриваемого в суде, следует учитывать самостоятельность субъектов бюджетных правоотношений при использовании средств. Это заключается в возможности определять целесообразность и экономическую обоснованность конкретной операции.

Вывод ВАС РФ:
Проверяющие могут признать конкретный расход или операцию неэффективным использование средств ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПРОВЕРЯЮЩИЕ ДОКАЖУТ, ЧТО ОБЪЕКТ КОНТРОЛЯ МОГ ДОСТИЧЬ РЕЗУЛЬТАТ С НАИМЕНЬШИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ, ЛИБО ДОСТИЧЬ ЛУЧШЕГО РЕЗУЛЬТАТА.

Исходя из такой позиции проверяющие должны доказать возможность альтернативного пути достижения поставленных целей и задач. В большинстве случаев они этого не делают.

Таким образом, при наличии в акте вашего объекта контроля квалификации неэффективного использования средств ссылайтесь в замечаниях на данное постановление. С учетом того, что проверяющие редко ищут альтернативные пути, а еще реже умеют доказать их уместность и реальность, то стоит им об этом напоминать. Дополнительно помните сразу о перспективе судебной защите. В дополнение к этому постановлению, указывайте в замечаниях иные доказательства.

Например, не является уместным ссылка на сайты с конкретными ценами, так как они действовали в момент заключения контракта, не учитывают транспортные расходы и объем заказа. Более того, проверяющие тогда должны запросить коммерческое предложение на дату из прошлого. Ответ на такой запрос вряд ли смогут дать какие-либо поставщики.

Профессиональная защита при оспаривании неэффективного сипользования средств

Юридическая фирма "Победа права" оказывает услуги по обжалованию актов проверки, подготовке ответа на представление и представлению ваших интересов при обжаловании ненормативных актов в суде.
Закажите консультацию по вашему кейсу уже сегодня.

Неэффективное использование бюджетных средств бюджетным учреждением

Фиксация неэффективного использования бюджетных средств бюджетным учреждением Счетной палатой, контрольно-счетными органами или Федеральным казначейством достаточно распространенная практика. При этом такую квалификацию могут получить, как расходы из бюджета, так и расходы из доходов от внебюджетной деятельности.

При обнаружении неэффективного использования бюджетных средств бюджетному учреждению следует проанализировать вмененную квалификацию с нескольких точек зрения.

Неэффективное использование средств с правовой точки зрения

В нормативных правовых актах напрямую не закреплено, что такое неэффективное использование средств бюджета бюджетным учреждением. Поэтому начнем с Бюджетного кодекса России.

Неэффективное использование бюджетных средств БК РФ

В БК РФ в настоящее время нет квалификации неэффективного использования средств. При этом отдельные позиции касаются:
принцип самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ): бюджеты бюджетной системы должны исходить из необходимости обеспечения эффективного использования средств. Не допускается изъятие экономии, полученной по результатам эффективного использования средств.

принцип эффективности (статья 34 БК РФ): экономность и результативность использования бюджетных средств;

полномочий Счетной палаты (КСП) по проведению аудита эффективности (статья 157 БК РФ);

оценке эффективности при расходах на науку и государственную научно-техническую политику (статья 160.3 БК РФ);

оценке эффективности реализации государственной программы (статья 179 БК РФ).

Соответственно, с учетом позиции ВАС РФ бюджетному учреждению следует оценить правомерность квалификации, исходя из имеющихся номе, включая при необходимости региональный или муниципальный уровень.

Возражения при проведении осмотра или инвентаризации

Бывают случаи, когда проверяющие выявляют неэффективное использование средств в бюджетном учреждении при осмотре помещений, зданий и так далее. Например, оборудование пылится на складе. В таком случае всегда стоит возражать против таких доводов, брать паузу для подготовки обоснования, что данное имущество использовалось или используется. Пока практика нарушений строится из субъективной квалификации проверяющих, так как только меньшинство объектов пишет замечания к акту, оспаривает представление или предписание.

VK
Telegram

Оставьте заявку на консультацию по представлению. Мы ответим в течение рабочего дня

Форма обратной связи

Заполните форму, мы свяжемся с вами в течение рабочего дня