Отчет о работе Счетной палаты России за 2022 год
Основные темы отчета
Основные показатели работы Счетной палаты в 2020 -2022 годах
Показатели работы Счетной палаты России | 2020 | 2021 | 2022 |
Количество завершенных мероприятий — всего, из них: | 334 | 346 | 338 |
контрольных мероприятий | 244 | 249 | 246 |
экспертно-аналитических мероприятий | 59 | 64 | 61 |
иных | 31 | 33 | 31 |
Количество незавершенных мероприятий на отчетную дату — всего, из них: | 85 | 73 | 153 |
контрольных мероприятий | 39 | 39 | 125[1] |
экспертно-аналитических мероприятий | 46 | 34 | 27 |
иных | — | — | 1 |
Количество промежуточных итогов, утвержденных Коллегией | 2 | 2 | 3 |
Проведено контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий по поручениям, обращениям и запросам[2] — всего, из них на основании: | 59 | 62 | 70 |
поручений, обращений и запросов Президента Российской Федерации | 18 | 18 | 19 |
постановлений Совета Федерации, запросов комитетов, комиссий Совета Федерации и сенаторов Российской Федерации | 22 | 25 | 24 |
[1] Из 125 незавершенных контрольных мероприятий на отчетную дату 93 мероприятия не завершены вследствие изменений стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 «Последующий контроль за исполнением федерального бюджета», вступившими в силу 19 августа 2022 года, которые предусматривают возможность начала проведения контрольных мероприятий по последующему контролю за исполнением федерального бюджета до отчетной даты.
[2] Одно мероприятие может учитывать несколько обращений и запросов.
Показатели | 2020 | 2021 | 2022 |
постановлений Государственной Думы, запросов комитетов, комиссий и депутатов Государственной Думы | 21 | 23 | 23 |
обращений правоохранительных органов | 4 | 6 | 15 |
Проведено совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий — всего, из них: | 17 | 14 | 18 |
с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 10 | 8 | 10 |
с высшими органами государственного аудита (контроля)других государств | 7 | 6 | 8 |
Выявлено нарушений и недостатков в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля) — всего (количество) | 3 698 | 4 253 | 4 447 |
Выявлено нарушений и недостатков в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля) — всего (млрд рублей) | 355,5 | 1 541,4 | 885,6 |
Обеспечен возврат средств в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджет Союзного государства (млн рублей) — всего, в том числе: | 16 423,3 | 5 317,8 | 8 853,5 |
в ходе контрольных мероприятий | 22,2 | 11,0 | 410,9 |
по результатам проведения контрольных мероприятий | 16 401,1 | 5 306,8 | 8 442,6 |
Количество проведенных экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов | 1476 | 1 589 | 1352 |
Представления, находящиеся на контроле Счетной палаты Российской Федерации (далее — Счетная палата) по состоянию на конец отчетного года | 302 | 209 | 219 |
Представления, снятые с контроля в отчетном году | 209 | 252 | 261 |
Представления, направленные в отчетном году, всего, из них: | 252 | 256 | 269 |
снятые с контроля в отчетном году | 135 | ||
находящиеся на контроле по состоянию на конец отчетного года | 134 |
Показатели | 2020 | 2021 | 2022 |
Предписания, находящиеся на контроле Счетной палаты по состоянию на конец отчетного года | 21 | 7 | 6 |
Предписания, снятые с контроля в отчетном году | 9 | 10 | 10 |
Направлено информационных писем Счетной палаты — всего, из них: | 326 | 403 | 451 |
Президенту Российской Федерации в рамках мероприятий | 27 | 30 | 36 |
в Правительство Российской Федерации в рамках мероприятий | 87 | 88 | 105 |
Количество направленных предложений (рекомендаций) — всего, из них | 502 | 757 | 874 |
приоритетных предложений (рекомендаций) | 281 | 233 | 284 |
Количество актуальных предложений (рекомендаций) на конец периода -всего, из них: | 530 | 629 | 1110 |
приоритетных предложений (рекомендаций) | 277 | 254 | 408 |
Количество выполненных в отчетном году предложений (рекомендаций), в том числе направленных в предыдущие периоды -всего, из них: | 267 | 503 | 506 |
приоритетных предложений (рекомендаций) | 133 | 285 | 212 |
Количество нормативных правовых и иных актов, принятых по результатам рассмотрения представлений, предписаний и информационных писем Счетной палаты | 151 | 139 | 61 |
Количество материалов, направленных в ходе и по результатам проведения контрольных и экспертноаналитических мероприятий в правоохранительные органы — всего, из них: | 52 | 36 | 37 |
в Генеральную прокуратуру Российской Федерации | 43 | 29 | 28 |
в Следственный комитет Российской Федерации | 3 | 3 | 1 |
в Федеральную службу безопасности Российской Федерации | 5 | 3 | 8 |
Показатели | 2020 | 2021 | 2022 |
в Министерство внутренних дел Российской Федерации | 1 | 1 | — |
По результатам рассмотрения материалов правоохранительными органами приняты решения: | |||
о возбуждении уголовного дела, из них: | 32 | 20 | 9 |
по материалам, поступившим в порядке статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации | 28 | 20 | 9 |
внесено представлений об устранении нарушений | 142 | 139 | 65 |
закона | |||
направлено в следственные органы и органы дознания материалов в порядке статьи 37 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации | 53 | 44 | 46 |
прокурорами возбуждено дел об административных правонарушениях | 74 | 51 | 24 |
по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования привлечено к дисциплинарной ответственности лиц | 23 | 24 | 87 |
Возбуждено дел об административных правонарушениях инспекторами Счетной палаты — всего, из них: | 45 | 70 | 93 |
количество дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых судами вынесены постановления о назначении административных наказаний | 39 | 58 | 66 |
привлечено должностных и юридических лиц к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, возбужденным инспекторами Счетной палаты (количество / сумма наложенных штрафов, тыс. рублей) | 39/7 604,85 | 58 / 681,5 | 66 / 863,78 |
Количество должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, привлеченных к дисциплинарной ответственности по результатам контрольных мероприятий, — всего, из них: | 146 | 128 | 182 |
уволенных | 23 | 11 | 13 |
Количество и структура мероприятий Счетной палаты
В 2022 году Счетная палата завершила 338 мероприятий. Согласно плану работы ведомства, они были разделены по четырем направлениям:
аудит формирования бюджетов и контроль за их исполнением (223 мероприятия);
аудит реализации документов стратегического планирования (9 мероприятий);
тематические мероприятия (100 мероприятий);
аудит международных организаций (6 мероприятий).
Аудит формирования бюджетов и контроль за их исполнением
В прошедшем году Счетная палата завершила 223 мероприятия, связанных с аудитом формирования и контролем исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также Союзного государства и Евразийского экономического союза.
Для подготовки заключения на отчет Правительства об исполнении бюджета 2021 года ведомство проверило исполнение бюджета во всех главных администраторах бюджетных средств и отдельных подведомственных им организациях, трех государственных внебюджетных фондах, а также изучило документы, представленные Правительством в составе годового отчета. Для этого Счетная палата организовала 98 контрольных мероприятий.
Чтобы подготовить ежеквартальные оперативные доклады и аналитические записки к ним об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, ведомство провело 17 иных мероприятий.
Заключение на проект федерального бюджета и бюджетов Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации потребовало проведения 100 мероприятий, из них 79 контрольных и 21 экспертно-аналитическое3.
Кроме того, Счетная палата провела три мероприятия (одно контрольное и два иных) по аудиту формирования и исполнения бюджета Союзного государства, два мероприятия (одно контрольное и одно иное) по контролю за реализацией соглашения о разделе продукции и три контрольных мероприятия, посвященных аудиту в органах ЕАЭС.
Аудит реализации документов стратегического планирования
Для мониторинга и контроля документов стратегического планирования, национальных проектов и государственных программ Счетная палата провела 9 мероприятий (4 контрольных, 3 экспертно-аналитических и 2 иных).
Аудит по тематическим направлениям
Также направления деятельности Счетной палаты провели 100 тематических мероприятий, в том числе 60 контрольных, 37 экспертно-аналитических и 3 иных. О результатах тематических мероприятий можно узнать в специальных разделах Годового отчета, а также в годовых отчетах направлений деятельности и на сайте Счетной палаты (ach.gov.ru/checks/).
Мероприятия по поручениям и обращениям
В 2022 году Счетная палата провела 70 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по поручениям и обращениям Президента, Федерального Собрания, Правительства.
По поручениям Президента Российской Федерации Счетная палата завершила
19 мероприятий, посвященных, в частности, анализу эффективности мер, направленных на воспроизводство минерально-сырьевой базы, эффективности мер господдержки внутреннего и въездного туризма, эффективности государственных расходов на закупки автомобилей скорой помощи и школьных автобусов, эффективности поддержки развития малой авиации, строительства автомобильной дороги Владивосток – Находка – порт Восточный и др.
По инициативе Государственной Думы было проведено 23 мероприятия, в том числе проверка реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», оценка мер внедрения цифровых технологий в общеобразовательных учреждениях и аудит эффективности мер сохранения биоразнообразия в Арктике. По постановлениям и запросам Совета Федерации завершены 24 проверки, среди которых – анализ влияния мер социальной поддержки граждан на снижение бедности, оценка результатов развития инфраструктуры и благоустройства региона Кавказских Минеральных Вод, а также мониторинг реализации мероприятий по газификации регионов и проверка организации бесплатного горячего питания учащихся начальных классов.
Нередко одна проверка проводилась на основании запросов от обеих палат Федерального Собрания – к примеру, мониторинг использования средств ФНБ
в рамках мер по борьбе с распространением COVID-19 или аудит мер господдержки малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, при организации восьми мероприятий ведомство учло предложения ФСБ, при проведении еще пяти – предложения Генеральной прокуратуры. Счетная палата также организовала и провела 18 совместных и параллельных мероприятий. 10 из них были проведены с контрольно-счетными органами (КСО) регионов России, 8 – с высшими органами аудита других государств.
Объем, структура и результаты анализа выявленных нарушений и недостатков
Счетной палатой по итогам проверок в 2022 году выявлено 4 447 нарушений и недостатков на общую сумму 885,6 млрд рублей4.
В ходе контрольных мероприятий Счетной палатой успешно применяются цифровые решения по обработке и анализу данных, а также инструменты по автоматизации проведения ряда трудоемких контрольных процедур.
В 2022 году наибольшая доля нарушений, имеющих денежное выражение, приходится на нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности – 705 фактов нарушений на сумму 736,5 млрд рублей (83,2 %), среди которых основную долю занимают нарушения в части бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности (591,1 млрд рублей). Необходимо отметить, что по результатам контрольных мероприятий главными администраторами средств федерального бюджета были внесены соответствующие корректировки в бюджетную отчетность. Типичными, как и в предыдущие годы, явились нарушения правил ведения бухгалтерского учета (86,8 млрд рублей), нарушения при оформлении и ведении регистров бухгалтерского учета (36,3 млрд рублей), нарушения
при оформлении фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами (22,3 млрд рублей).
В 2022 году значительное внимание уделялось аудиту формирования и исполнения федерального бюджета. Так, было выявлено 245 фактов нарушений и недостатков, связанных с формированием бюджета. Наиболее характерными из них являются: нарушения порядка ведения реестра расходных обязательств, нарушения при формировании обоснований бюджетных ассигнований, применения бюджетной классификации, и другие. Особое внимание Счетной палаты было сфокусировано
на особенностях планирования федерального бюджета и его сбалансированности, оценке обоснованности проектируемых расходов, их антикризисной направленности, перераспределении средств, приоритетности дополнительных расходов.
По результатам проверок исполнения бюджета выявлено 1 216 фактов нарушений на сумму 74,9 млрд рублей (8,5 %), среди них превалируют нарушения
при предоставлении и использовании субсидий юридическими лицами (32,8 млрд рублей). Такие нарушения носят системный характер, к ним относятся в том числе факты нарушений порядков, правил и соглашений о предоставлении субсидий, связанные с несоблюдением условий предоставления субсидий, недостижением получателями субсидий показателей, непредставлением отчетов, недостаточностью проводимой работы по обеспечению взыскания в доход бюджета остатков субсидий прошлых лет. Это свидетельствует о необходимости повышения качества планирования и усиления контроля со стороны государства за использованием средств субсидий. Кроме того, выявлены нарушения на сумму 1,0 млрд рублей в части несоблюдения целей, условий и порядка предоставления подведомственным учреждениям субсидии на иные цели, а также осуществления контроля за их использованием.
Нарушения при формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений зафиксированы в объеме 0,5 млрд рублей.
На регулярной основе выявляются нарушения в части ненадлежащего осуществления ведомствами государственных задач и функций (30,9 млрд рублей), нарушения, допущенные главными администраторами доходов федерального бюджета по исполнению бюджетных полномочий (3,1 млрд рублей). Значительное число нарушений, которые также выявляются на системной основе, составляют нарушения при предоставлении межбюджетных субсидий и иных межбюджетных трансфертов (3,4 млрд рублей). В большей степени это нарушения в части ненадлежащего контроля главных распорядителей средств федерального бюджета за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашениями, которые могут снижать эффективность мер государственной поддержки регионов.
Традиционно в сфере внимания находится проблематика, связанная с нарушениями
при осуществлении государственных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц. Одним из основных предметов исследования стали вопросы достижения целей и результатов государственных программ и федеральных проектов посредством осуществления закупочной деятельности. В 2022 году Счетной палатой был выявлен 641 факт нарушений в этой сфере на общую сумму около 20 млрд рублей (2,3 %).
В структуре нарушений по закупкам превалируют нарушения, связанные с внесением изменений в контракты с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации (10,1 млрд рублей), а также с неприменением мер ответственности к недобросовестным исполнителям контрактов (8,1 млрд рублей). Также зафиксированы нарушения, связанные с невыполнением условий контрактов (1,1 млрд рублей). В рамках мероприятий Счетной платы также были рассмотрены вопросы ценообразования в сфере закупок; нарушения, связанные с определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контрактов, составили 0,4 млрд рублей.
Как и в предыдущие годы, в ходе проверок Счетной палатой выявлен ряд нарушений при реализации федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), препятствующих эффективности инвестиционных расходов бюджета. Указанные проблемы приводят к увеличению сроков или к невозможности осуществления строительства, увеличению его стоимости, перераспределению значительных объемов средств, предусмотренных на реализацию ФАИП, а также повышению итоговой стоимости объектов.
В этой области установлено 104 факта нарушений на сумму 15,3 млрд рублей (1,7 %), из них значительную часть составляют нарушения порядка и условий предоставления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или в приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (5,8 млрд рублей).
Важный блок – это нарушения в сфере управления и распоряжения федеральным имуществом. Выявлено 331 нарушение на общую сумму 0,9 млрд рублей (0,1 %). Преимущественно эти нарушения, связанные с ненадлежащим осуществлением полномочий собственника имущества унитарного предприятия.
Нарушениями системного характера, не имеющими денежного выражения, остаются нарушения в части неоформления права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества, вторичных прав на объекты капитального строительства и земельные участки, а также прав оперативного управления, хозяйственного ведения, прав пользования (постоянного (бессрочного) пользования, аренды). Кроме того, выявлены факты распоряжения федеральным недвижимым имуществом без согласия собственника и без оформления договорных отношений на право пользования с арендаторами помещений, не осуществлена государственная регистрация договоров аренды недвижимого имущества.
В ходе контрольных мероприятий Счетной палатой были зафиксированы 48 нарушений, связанных с неэффективным использованием бюджетных средств и иных ресурсов, на сумму порядка 12,3 млрд рублей (1,4 % общей суммы).
Счетная палата также выявила 1 019 фактов прочих нарушений и недостатков на общую сумму 19,9 млрд рублей (2,3 %).
По итогам 2022 года по результатам проведенных Счетной палатой мероприятий руководителям объектов аудита (контроля) направлены 269 представлений и 9 предписаний для принятия мер по устранению выявленных недостатков и нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению
к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения. По отдельным мероприятиям материалы направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Кроме того, направлены информационные письма в различные органы государственной власти, включая Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Минфин России, ФНС России, ФТС России, ФАС России и другие, с рекомендациями, по повышению эффективности расходования бюджетных средств, совершенствованию системы государственного управления в целом.