Счетная палата

Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации за 2020 год

Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации

Счетная палата России разместила отчет о работе за 2020 год. В период ограничений по вирусу результаты деятельности Счетной палаты снизились, а внимание сфокусировалось на социальной сфере и рекомендациях. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации за 2020 год можно скачать по ссылке.

Минутка рекламы в самом начале

D.I.Consulting консультирует по всем вопросам работы объектов аудита со Счетной палаты России. Обеспечим профессиональное сопровождение контрольного мероприятия, а также окажем индивидуальные консультации при проверке и аудите.

Ознакомьтесь подробнее с нашими услугами. 

D.I.Consulting — Ваш помощник при проверке и аудите

Основные результаты работы Счетной палаты за 2020 год

Рассмотрим  результаты в части нарушений и применения мер ответственности. За период с 2018 по 2020 годы имеется чёткая тенденция снижения показателей деятельности.

 

2018 год

2019 год

2020 год

Выявлено нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля), всего (количество)

9 235

4 443

3 698

Выявлено нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля) (млрд руб.), всего

772,7 6

884,6

355,5

Обеспечен возврат средств в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджет Союзного государства (млн руб.)

7 555,8

4 516,1

16 423,3

Представления, направленные в отчетном году

408

291

252

Предписания, направленные в отчетном году

28

22

10

Направлено информационных писем Счетной палаты Российской Федерации

748

490

326

Количество материалов, направленных в ходе и по результатам проведения контрольных мероприятий в правоохранительные органы и органы государственной безопасности, по итогам рассмотрения которых

44

22

9

Количество материалов, направленных в ходе и по результатам проведения мероприятий в Генеральную прокуратуру Российской Федерации

76

51

43

Численность должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, привлеченных к дисциплинарной ответственности по результатам контрольных мероприятий

492

436

138

Возбуждено дел об административных правонарушениях инспекторами Счетной палаты Российской Федерации

81

52

45

Чем обусловлено падение общих контрольных показателей деятельности Счетной палаты за 2020 год?

Понятно, что основная причина падения в 2020 году – самоизоляция и удалённая работа. Однако это идет уже третий год. Главная причина – переход Счетной палаты России на аналитическую функцию. В частности она стала учитывать следующие показатели:

 

2019 год

2020  год

Количество выданных рекомендаций

367

869

Количество учтенных в отчетном году рекомендаций

47

267

% выполнения

12,8

30,7

Поменялось ли качество государственного управления? Скорее нет, чем да.

Снизилось ли количество нарушений? Мы не узнаем об этом, так как выявление нарушений не является самоцелью работы Счетной палаты. Данный вывод можно сделать, исходя из Стратегии Счетной палаты и общей направленности работы.

Какие рекомендации Счетная палата выделяет в отчете о работе?

Два примера

№ 1

Цель рекомендаций  (по мнению Счетной палаты)– повысить эффективность госуправления и расходования бюджетных средств. 

Показательным примером стала выполненная в 2020 году рекомендация по итогам контрольного мероприятия «Проверка целевого и результативного использования средств федерального бюджета, направленных в уставный капитал акционерного общества «Курорты Северного Кавказа».

 

Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации

Так, анализ расходов на эксплуатацию объектов туристско-рекреационных комплексов (ТРК) и выручки от них показал, что вложения не окупаются.

Отметим, что такой вывод Счетная палата делает постоянно при проверке данного АО (например, в 2013 году).

Счетная палата рекомендовала Правительству Российской Федерации, Минкавказу России совместно с заинтересованными ведомствами определить механизм целевого финансирования расходов АО «КСК», связанных с эксплуатационными затратами на объекты ТРК.

Механизм был утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 1609.

№ 2

Внимание общественности в 2020 году привлекло контрольное мероприятие «Проверка деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации по организации индивидуального (персонифицированного) учета, расходованию средств на его функционирование, а также по соблюдению прав застрахованных лиц в 2017–2018 годах и истекшем периоде 2019 года». 

По итогам мероприятия было выдано 19 рекомендаций, из которых 10 были признаны приоритетными. Одна из рекомендаций касалась выверки данных в системе персонифицированного учета ПФР. Из-за отсутствия должного взаимодействия между ПФР и другими ведомствами (ЗАГС, МВД России, ФНС России и прочими) были выявлены случаи расхождения информации об одном и том же гражданине в разных системах. Изменения, происходящие в жизни человека, не всегда своевременно отражались на лицевом счете в ПФР. 

Поэтому Счетная палата рекомендовала МВД России совместно с ФНС России и Минюстом России «проработать возможность проведения сверки персонифицированной информации о гражданах Российской Федерации, содержащейся в базах данных, находящихся в их ведении, по единому идентификатору (например, СНИЛС, ИНН) в целях исключения наличия разрозненной информации об одних и тех же гражданах».

Что еще есть в отчете?

Много информации о конкретных результатах мероприятий по направлениям деятельности. Отдельно отмечены результаты выполнения Стратегии Счетной палаты, работа в ИНТОСАИ, взаимодействие с контрольно-счетными органами.

В принципе там обычная информация, какую указывают каждый год. Ничего интересного нет.

Должна ли Счетная палата искать нарушения или нужны только рекомендации?

Применительно к положениям Стратегии Счетной палаты ее фактическая помощь, как аналитического центра, ограничивается в случае принятия рекомендаций Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, на наш взгляд, не может разделить ответственность со Счетной палатой. При принятии же рекомендаций, например, по формированию перспективной картины государственного управления, их юридический статус не является императивным.

Юридических механизмов ответственности Счетной палаты за выданные рекомендации нет. Следовательно, орган исполнительной власти, реализуя рекомендации, может делать это от своего имени и на основании своих полномочий, на свой страх и риск.

Имея в виду буквальное толкование «партнера» Счетная палата не может им быть, так как не несет солидарную ответственность за принятые решение.

Вынесем за рамки статьи представления и предписания Счетной палаты. Они обязательны к исполнению. Природа их требования иная, нежели рекомендации. К примеру, положения предписания при этом могут быть оспорены в суде.

Статус Счетной палаты согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» предопределен организационной, функциональной, а также финансовой независимостью. Счетная палата осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Принцип независимости в деятельности также не соотносится с понятием партнерства и императивности рекомендаций, так как не предполагает разделение полномочий, функций и задач с другими органами государственной власти.