Давайте поговорим не про самую популярную тему: контрольно-счетные органы субъектов РФ. Большинство из вас про нее не знает. Давайте разберёмся, отчего так.
СПРАВОЧНИК ВСЕХ КСО ДОСТУПЕН ТУТ (КОНКТАКТЫ: ТЕЛЕФОНЫ И ЕМАИЛЫ)
Эта тема – контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации (КСО). Их 85, они созданы в каждом регионе. Обычно это контрольно-счетная палата, либо счетная палата.
Результаты работы наиболее крупных из них: Москвы и Московской области мы смотрели. Там все глухо, никакой «острой» информации.
Это «независимые» органы внешнего государственного контроля в регионах. Они создаются парламентами регионов. Подотчтены им.
На деле же про них не все знают. А если знают, то большинство считает, что они встроены в систему органов исполнительной власти. Давайте посмотрим, какие есть проблемы в этой области.
Кто возглавляет?
Средний возраст председателей 56 лет. В основном они пришли из органов исполнительной власти. Молодых лидеров в контрольно-счетных органах субъектов РФ нет. Отсюда сильная зависимость развития КСО от председателя: его деятельность напрямую влияет на активность и развитие контрольно-счетных органов.
Некоторые председатели, что не секрет, люди глав регионов. В связи с чем желания что-то копать у них нет.
Больше половины председателей КСО исполняют свои обязанности 2 и более срока подряд, что свидетельствует о наличии рисков их «срастания» с органами исполнительной власти, «местными элитами» внутри региона. Это влияет на незаинтересованности развития КСО. Один из ярких фактов я освещу чуть ниже.
КСО зависят от решения глав региона по вопросам деятельности: финансирование, кадры, информационные системы, полномочия.
Кадры
У многих контрольно-счетных органов регионов низкая штатная численность.
У четверти КСО, штатная численность до 20 сотрудников, что является недостаточным для эффективного выполнения всех полномочий по аудиту региона. Законодательно не закреплена минимальная штатная численность. На это накладывается и низкие заработные платы.
Небольшое исследование контрольно-счетные органы субъектов РФ: сайты
Интерфейс
13 КСО (15,2%): отличные сайты: современный интерфейс, поиск, версия для слабовидящих, оптимизированная структура, большинство разделов сайта обновляется.
48 КСО (56,4%): средние сайты: разные дизайнерские решения, информация не структурирована, некоторые разделы не обновляются регулярно, отдельные недостатки в разделах.
24 КСО (28,2%): «Старые» сайты: дизайн из 2000-х годов, информация не структурирована, нет поиска, некоторые разделы не обновляются, нет версии для слабовидящих и т.д.
О каком контроле и аудите может идти речь, если 29 КСО (34,1%) не имеют функции поиска на своем сайте.
Информирование о результатах своей деятельности
Отчеты о контрольных мероприятиях большинство контрольно-счетных органов субъектов РФ не публикуют.
Обновление новостей на сайтах КСО
29 КСО (34,1%): обновляют новости более 4 раз в месяц;
39 КСО (45,9%) обновляют новости от 1 до 3 раз в месяц;
17 КСО (20,0%) нерегулярно обновляют новости (1 -3 раза в квартал)
Социальные сети
Аккаунты в разных социальных сетях ведут только 6 КСО (7,1%). Чем меньше информации о деятельности, тем лучше прячется информация. Контрольно-счетные органы субъектов РФ не привыкли жить открыто.
Наличие актуального раздела с информацией о КСО
29 КСО (34,1%): имеют актуальный раздел о КСО с информацией на 2017 — 2019 гг.
44 КСО (51,8%): не обновляют раздел с 2015 — 2016 года
12 КСО (14,1%): не обновляли раздел после актуализации региональных законов с 2011 года.
Итого
КСО не заинтересованы в работе с жителями. Они с удовольствуем себя чувствуют в структуре органов исполнительной власти. Они, так сказать, в «тусовке». Копать под проблемы в регионе – не их работа. Они точно что-то находят, что-то делают. Но мы об этом не узнаем. Это обсуждается за закрытыми дверями.
Почему КСО не участвуют в проблемах «мусорных» полигонов? Проблемы с больницами и так далее. Ведь они создаются парламентами. Фактически жителями регионов.
Но они есть, они существуют где-то в параллельной вселенной. Точно не для контроля для граждан. Конечно же это не про всех. Однако про большинство.